В жизни каждого школьника появляется момент, когда он должен задуматься о своем будущем после окончания школы, выбрать профессию.
За краткостью слов «выбор профессии» стоит планирование, обдумывание профессионального пути, профессионального старта. Не спланировав свой личный профессиональный план, многие школьники встают на неудачно выбранный путь: ни личности, ни обществу от этого проку нет, поэтому старшеклассникам полезно заранее обдумать свой выбор.
За последние годы появилось множество новых профессий, процесс обновления видов труда идет еще быстрее, следовательно, необходимо овладевать не одной профессией, а несколькими смежными.
Обществу нужен профессионал, знающий свое дело, способный самостоятельно принимать решения, нести ответственность за них, за себя и за других, умеющий рисковать, искать, творить, созидать. А для того чтобы стать таким профессионалом, многим молодым людям на стадии выбора профессии нужна психологическая помощь. Такую помощь готовы оказать сотрудники Ханты-Мансийского центра занятости населения, которые проводят профориентацию школьников, знакомят с формулой выбора профессии, типами профессий по предмету труда.
Выбирая будущую профессию старшеклассникам надо придерживаться формулы: хочу – могу - надо: что я хочу делать и что мне нравится; что я могу и умею делать; какие профессии востребованы на рынке труда.
Все профессии делятся на пять типов: человек-природа, человек-техника, человек-человек, человек-знаковая система, человек - художественный образ. Выбирая тип профессии, следует учитывать психологические требования:
- Человек - природа.
Психологические требования профессий этого типа к человеку: развитое воображение, наглядно-образное мышление, хорошая зрительная память, точное восприятие, наблюдательность, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы, готовность к работе вне больших коллективов, иногда в трудных погодных условиях.
- Человек-техника.
Психологические требования профессий этого типа к человеку: точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие, хорошая координация движений, развитое техническое творческое мышление и воображение, умение переключать и концентрировать внимание, наблюдательность.
- Человек-человек.
Психологические требования профессий этого типа к человеку: стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми; устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми; доброжелательность, отзывчивость, выдержка; умение сдерживать эмоции; способность анализировать поведение окружающих и свое собственное; понимать намерения других людей; способность разбираться во взаимоотношениях людей, организовывать их взаимодействие; умение слышать и слушать; способность владеть мимикой и жестами; развитая речь, умение убеждать людей; способность помнить, держать в уме информацию о многих людях; аккуратность, пунктуальность, собранность.
- Человек – знаковая система.
Психологические требования профессий этого типа к человеку: хорошая оперативная и механическая память; способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале; хорошая переключаемость и распределение внимания; точность восприятия, умение видеть то, что стоит за условными знаками; усидчивость, терпение.
- Человек - художественный образ.
Психологические требования профессий этого типа к человеку: художественные способности; развитые эстетические чувства; развитое зрительное восприятие; наблюдательность, зрительная память; наглядно-образное мышление; творческое воображение; знание законов эмоционального воздействия на людей; аналитическое, нестандартное мышление.
В период летних каникул старшеклассники и будущие выпускники школ имеют возможность обратиться в центр занятости населения на консультацию по профориентации, записавшись по телефону 32-05-03 или направив сообщение на адрес электронной почты
Приглашаем всех школьников в возрасте от 14 лет узнать свои профессиональные склонности для правильного выбора трудового пути, чтобы не растеряться на рынке труда и найти свое место в жизни. Действуйте – все в ваших руках!
Е. Симакова