Работа победителя конкурса сочинений на тему «Если бы я был главой района» среди учащихся 9‒11-х классов, проведенного в рамках празднования Дня местного самоуправления.
Когда я размышляю о роли главы района, мне видится не просто должность, а миссия: быть тем, кто соединяет прошлое и будущее, слышит каждого и превращает мечты в реальность. Это ответственность за каждую тропинку в тайге, за судьбы людей в самых отдаленных поселках, за то, чтобы наш край оставался домом, где хочется жить, учиться и расти.
Прогуливаясь по бескрайней тайге, где ветви многовековых кедров шепчутся с ветром, я часто ловлю себя на мысли: как сохранить эту хрупкую гармонию? Как сделать так, чтобы наши реки, в которых отражается небо и мудрость народов ханты и манси, не растворились в гонке за прогрессом? Ответ, на мой взгляд, в балансе. Балансе между развитием и сохранением, между глобальным и локальным.
Экология ‒ основа жизни нашего района. Промышленность и климатические изменения оставляют шрамы на теле тайги, но даже малые действия могут стать лекарством. Внедрение солнечных панелей в отдаленных поселках, переработка отходов в биотопливо, экологические проекты школьников и студентов ‒ шаги, не требующие неисчислимых ресурсов, но прививающие ответственность. Представьте: через десять лет наши леса станут чище, а дети, воспитанные методами проектной деятельности в области охраны природы, будут передавать эти ценности следующим поколениям.
Культура ханты и манси ‒ это не музейные экспонаты, а живое дыхание Югры. Но ее голос теряется в шуме городов. Почему бы не превратить каждое село в культурный центр? Места, где старейшины учат детей плести бисер и говорить на родном языке, а молодежь создает цифровые архивы легенд. Туристы могли бы не просто любоваться пейзажами, а участвовать в мастер-классах, слушать истории у костра, идти по экотропам в сопровождении гидов ‒ местных жителей, гостеприимно и гордо представляющих самобытную красоту своей малой родины. Так традиции станут мостом между прошлым и будущим, и, что немаловажно, источником дохода для сел.
Молодежь и образование ‒ это фундамент завтрашнего дня. В планах не только молодежные центры, но и современные школы, оснащенные цифровыми классами и лабораториями, отдельными просторными кабинетами, комфортными зонами для развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Например, моя родная школа в поселке Горноправдинске могла бы стать пилотным проектом: с IT-курсами, программами по экологии, социально значимыми активностями.
Представьте: ученики изучают историю края через VR-туры по стойбищам коренных народов севера, в школе создаются новейшие инновационные проекты, которые возможно реализовать при помощи грантов. Такие школы станут не просто зданиями, а центрами знаний, где дети учатся любить свою землю и менять ее к лучшему.
Но все это бессмысленно, если молодежь не видит здесь своего места. Я занялась бы созданием сети молодежных центров, где каждый подросток смог бы найти дело по душе, развиваться творчески, интеллектуально, культурно. Молодежь остро нуждается в коворкинг-пространстве для общения, обсуждения идей, проектов, проведения репетиций и форсайт-сессий, отдыха в безопасной дружественной среде.
Важно, чтобы сами ребята управляли этими центрами: предлагали идеи, осваивали грантовые проекты, учились ответственности. Такие места станут точками притяжения, где рождаются дружба, стартапы и вера в то, что можно изменить жизнь вокруг, не уезжая в города.
Наша сила в единстве и уважении друг к другу, все жители постепенно научились бы трудиться сообща. Фестиваль «Сердце Югры» мог бы стать символом этого единства: нефтяники, оленеводы, учителя и художники празднуют вместе. На сцене ‒ фольклорные напевы и электронная музыка, на ярмарке ‒ строганина и десерты из местных ягод. Такие события напомнят, что мы разные, но сильны, когда идем рядом.
Быть главой ‒ значит не только строить планы, но и слышать. Слышать, как тайга просит о помощи, как старики переживают за угасание языка, как молодежь мечтает о возможностях. Если каждый шаг будет пропитан этим вниманием, наш район станет местом, где даже через 20 лет дети будут бегать по чистым лесам, а взрослые ‒ гордиться, что сохранили наследие и создали будущее, достойное их предков.
Настоящее развитие как дерево, чьи корни уходят в мудрость предков, ствол крепчает от наших общих усилий, а ветви тянутся к мечтам, которые мы растим для тех, кто придет следом.
Автор: Лейла АХАДОВА, ученица 10А класса горноправдинской средней школы
Руководитель: Александра КУРКОВА, учитель русского языка и литературы горноправдинской средней школы