Зависимость российского ТЭК от западного оборудования и технологий значительно снизилась за последние годы, поэтому западные санкции для нашей страны некритичны.
О будущем энергетики и нефтегазовой отрасли рассказали депутаты-единороссы Госдумы от Югры, председатель комитета по энергетике Павел Завальный и заместитель председателя комитета по бюджету и налогам Ольга Ануфриева.
– В сегодняшней напряженной ситуации многие задают вопрос: что будет с энергетикой, нефтегазовой отраслью, на которые обрушились беспрецедентные западные санкции? Как в этих условиях будет работать российский ТЭК, сможет ли он обеспечить энергобезопасность страны, быть локомотивом и опорой экономики?
Павел Завальный: Я уверен, что да, сможет. Что касается внутренней энергобезопасности, энергетики сделают все возможное, чтобы не просто обеспечить надежные поставки всех видов энергоресурсов, но и избежать необоснованного роста цен, поддержав таким образом и экономику, и граждан. Опыт пандемии, когда не только разрывались цепочки поставок, но и останавливались производства, нас многому научил. Многому нас научили и предыдущие восемь лет нараставшего санкционного давления, достигшего сегодня апогея и вышедшего далеко за рамки разумного.
– Готовы ли мы к этому?
Павел Завальный: Уровень зависимости отраслей российского ТЭК от западного оборудования и технологий значительно снизился. Что-то было локализовано, чему-то найдена качественная отечественная замена. Значительно выросла защищенность критической информационной инфраструктуры ТЭК. Конечно, сегодня потребуется расширение и ускорение программ импортозамещения, слаженная работа науки и промышленности, помощь государства. Это очень непростая задача, но она посильная, и ТЭК справится.
– Как наш ТЭК будет взаимодействовать с недружественными странами?
Павел Завальный: Что касается международной энергобезопасности, даже сегодня наша страна, наши компании выполняют свои обязательства по поставкам энергоресурсов, потому что мы, в отличие от наших западных оппонентов, не хотим и не будем причинять вред людям, которые могут лишиться тепла и света из-за того, что их правительства хотят «наказать Россию». Этим мы, собственно, и отличаемся от США и ЕС, которые сейчас делают все, чтобы нанести ущерб России и россиянам.
– Что их ожидает?
Павел Завальный: Им это аукнется. И уже аукается. Рост цен на энергоресурсы на мировых рынках, вызванный безответственными действиями западных правительств и компаний, ляжет на экономику Европы и США бременем, сопоставимым с санкционным бременем на нашу страну. Всем, не только нам, придется преодолевать серьезные трудности. Но это был не наш выбор. Россия справится.
– Государственная дума в первом чтении приняла законопроект, призванный стимулировать разработку выработанных и новых месторождений нефти с трудноизвлекаемыми запасами. В чем его важность?
Ольга Ануфриева: Закон имеет очень важное социальное значение, потому что его принятие позволит в первую очередь поддержать людей, их семьи, сохранив рабочие места, которые в этих регионах часто являются единственной возможностью заработка. Кроме того, такая мера поможет привлечь дополнительные инвестиции, поддержать смежные отрасли и в конечном итоге поддержать экономику регионов. Речь идет о запасах, разработка которых в действующей системе убыточна, почему их и необходимо перевести на более справедливый режим НДД.
– Поясните, о чем в нем идет речь?
Ольга Ануфриева: Сейчас объем трудноизвлекаемых запасов в России составляет около 65 % от общей добычи по стране, и эта доля постоянно растет. Для их добычи требуются колоссальные затраты, нетрадиционные технологии, специальное оборудование и реагенты. Законопроектом предлагается уточнить некоторые параметры применения налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья и распространить НДД на 27 участков, расположенных в традиционных регионах нефтедобычи (Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ, Республика Коми), нерентабельных в действующей системе налогообложения.