Николай Ташланов: «Прочитанные книги помогают избегать ошибок в жизни»

Актуально
Шрифт

Наша жизнь полна информации. Информации нужной, важной, порой бесполезной, абсолютно разной. Каждый из нас самостоятельно определяет границы и объемы воспринимаемых знаний: кому-то достаточно определенного багажа, а кто-то живет по принципу «век живи – век учись». Для врача, руководителя Николая Ташланова постоянное обучение и образование стало важной составляющей жизни.

Николай Владимирович Ташланов – один из организаторов профпатологической службы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
В 2001 году был назначен заведующим вновь созданным отделением профилактических медицинских осмотров в Окружной клинической больнице.
С 2005 года Департаментом здравоохранения Югры назначен главным профпатологом Ханты-Мансийского автономного округа. С января 2007 года и по настоящее время Николай Ташланов – главный врач автономного учреждения «Центр профессиональной патологии Югры».
В День знаний – наш разговор с Николаем Владимировичем о роли учебы, о важности жизненных ориентиров, о чудесных годах обучения и его «вечного студенчества».
– Николай Владимирович, что вспоминается из школьной поры?
– Это были действительно чудесные годы. До сих пор с теплом о них вспоминаю. Это мои друзья, время, проведенное с ними. Пожалуй, это была самая счастливая пора. Ты просто живешь в чудесном мире, рядом близкие, которые дарят тебе доброту, учителя, которые в тебя вкладывают свой профессионализм, свою любовь.
– Пропасть между вашим детством и детством нынешних детей чувствуете?
– Нет никакой пропасти. Как бы ни банально это звучало, но сейчас другое время, другой социум. Школа отражает все процессы, которые происходят в стране и мире. Было ли то общество лучше? Оно было другое. Мы находимся в постоянном процессе адаптации ко времени. Еще пару лет назад кто думал о дистанционном обучении в таком масштабе? Кто мог предположить, что мы будем работать на «удаленке»? Меняется жизнь, меняются подходы. Появляются новые требования, новые вызовы. Наши реалии таковы, что нам приходится искать возможности реализации в новых условиях. Начиная со школьной скамьи. Школа – это типичный срез нашего общества.
– Ваши любимые школьные предметы?
– Математика, геометрия, история. Еще такой важный «предмет» как самообразование. Я много читал, в любое удобное время. Особенно нравилось, когда в старших классах появилась возможность читать «неканоническую» литературу, где события описывались не в классических версиях. Доставлял удовольствие процесс познания нового, переосмысления.
– Когда вы решили, что станете врачом?
– В тот момент, когда задумался о будущей профессии. Выбор был очевиден. У меня перед глазами пример моей Мамы. Без вариантов: ни летчик, ни космонавт – только врач, и точка. Причем врач детский.
С раннего возраста мне казалось большой несправедливостью, когда видел, как страдают дети. Желание исправить это стало серьезной мотивацией. Я мечтал быть детским хирургом, поступил на педиатрический факультет. Но именно это отношение к детям, понимание хрупкости момента породили проблему. Я не мог спокойно сделать даже инъекцию ребенку, да и сейчас не могу. Стало понятно, что буду привносить слишком много личных эмоций в работу, это неправильно. Тогда попросил о переводе на врачебный факультет.
– Вы как сын медика наверняка были знакомы не только с романтической стороной профессии врача, вам была известна и изнанка профессии?
– Для меня само слово «изнанка» – это что-то неправильное. Я ничего такого не видел. Я знал, что это трудно, что это много работы, мало свободного времени, но это меня не останавливало. Если честно, я и сейчас не понимаю, что такое «изнанка профессии». Есть обстоятельства, которые ты воспринимаешь через анализ, через личный опыт, осознаешь сложности, которые сопровождают на профессиональном пути.
– Легко ли далось поступление в вуз?
– Очень нелегко. В то время конкурс при поступлении в Тюменскую медакадемию был 15 человек на место. Жесточайшая конкуренция. Я понимал, что даже при неплохих школьных базовых знаниях попасть в списки студентов нереально. Мне пришлось серьезно готовиться, заниматься с репетиторами. В то время я забыл про все, кроме института. Я четко понимал цепочку «цель – результат». Это всегда важно.
– А первый рабочий день помните?
– Это скорее был не рабочий день, а ознакомительный. Я познакомился с Олегом Николаевичем Торбиным (главный врач окружного кожно-венерологического диспансера. – Прим. авт.), встретился с коллективом. Я узнал замечательных людей, среди них был мой наставник – Лев Борисович Гайсинский (заместитель главного врача по лечебно-профилактической работе Ханты-Мансийского кожно-венерологического диспансера, заслуженный работник здравоохранения Югры. – Прим. авт.). Это были люди, которые сыграли большую роль в моем становлении как профессионала.
– Насколько важны традиции наставничества?
– К счастью, сегодня мы возвращаемся к этой практике. У нас в стране были сильнейшие традиции наставничества, а за рубежом развивалась практика менторства. Сейчас мы возрождаем утраченное. При должном уровне куратора, учителя и при правильном подходе мы можем избежать огромного количества ошибок.
– Что удалось перенять у ваших наставников?
– Мои наставники – Аркадий Романович Белявский, Виктор Давыдович Вильгельм, Наталья Леонидовна Западнова, Артур Артурович Таберт, Всеволод Станиславович Кольцов – дали мне стимул к приобретению знаний, к их расширению. Благодаря им сформировались мои рабочие и жизненные ориентиры. Эти люди воспитали многих профессионалов, кроме того, они заложили основу всей системы здравоохранения Югры, которая сегодня является одной из ведущих в России.
– Чему вы учитесь сегодня?
– Новому взаимодействию с людьми. Есть достаточно емкое понятие «менеджмент» – управление. Только это не управление людьми, а управление совместно с людьми. Эту позицию я считаю более правильной. Сегодня находиться в обособленном пространстве без эмпатии, без взаимного обмена, в первую очередь эмоциями, очень сложно. Иначе начинается потеря ориентиров, выгорание и в конечном итоге глубочайшая демотивация.
В медицине, где самое главное – человек, этого допустить нельзя. Я уверен, что как только в здравоохранении забывают о людях, все теряет смысл. Всему этому нужно учиться. Для эффективной работы процесс обучения должен быть постоянной величиной.

Блиц-интервью
– Книги, оставившие наибольшее впечатление?
– «Двадцать тысяч лье под водой» Жюля Верна. Конан Дойл. Это из детства. Сегодня меня интересуют больше предметные вещи: менеджмент, стратегия, экономика. Стараюсь по возможности много читать. В какой-то момент пришло осознание, что если бы какой-то объем книг был прочитан заранее, то удалось бы избежать большого количества ошибок.
– Три важных для вас качества руководителя?
– Воля. Человеколюбие. Честность к себе и к людям.
– Три человеческих качества, которые вы цените больше всего?
– Порядочность. Профессионализм. Небезразличие.
– Самый ценный совет, услышанный в жизни?
– Никогда не сдавайся.
– Что бы вы сказали себе 20-летнему?
– Учись и не откладывай ничего на завтра!
– Ваши пожелания школьникам, студентам, тем, кто находится в моменте выбора жизненного пути?
– Дерзайте! Это очень важно. Жизнь удивительна и бесподобна. Она становится такой тогда, когда вы начинаете ее познавать. Безразличие – это катастрофа. Дерзать, познавать, учиться, впитывать, пропускать через себя, пробовать, ошибаться, падать, вставать, и так до бесконечности. Поверьте, оно того стоит.