Самовольный уход ребёнка из семьи: как избежать?

На заметку родителям
Шрифт

Вопреки распространенному мнению, дети уходят не только из неблагополучных семей. Чаще всего поводом уйти из дома становится игнорирование потребностей ребенка, в основе которого – отсутствие взаимопонимания с родителями.

В основном уходят подростки 10–17 лет. Традиционно подростковый возраст считается трудным периодом, когда подросток, несмотря на внешнюю браваду, грубость и агрессивность, на самом деле крайне раним и беззащитен.

К основным причинам  самовольного ухода подростков из дома можно отнести любопытство, стремление познать и испытать как можно больше.

Одна из задач развития детского возраста – исследование, познание мира и себя. Это приводит к общему любопытству: все познать, все испытать, все попробовать. То, что необходимо для расширения кругозора, определения своих склонностей и интересов, выбора жизненного пути, может также приводить и к исследованию новых ощущений через любые формы отклоняющегося поведения.

В целях профилактических мер можно организовать свободное время ребенка, в котором ему представится возможность удовлетворять свое любопытство через исследование себя, разных сторон жизни, мира, природы.

Переживание «драйва».

Дети любят рисковать. Они теоретически знают, что многие люди погибают, но и сама смерть представляется им чем-то фантомным, что может происходить «с кем-то, но не со мной». Дети весьма отстраненно воспринимают аргументы о том, что «когда-то в будущем» они могут жестоко поплатиться своим здоровьем. К этому можно добавить стремление переживать напряжение определенного страха. Им хочется переживать нечто подобное, радостно-ужасное по-настоящему. В рамках профилактических мер можно мотивировать ребенка к участию в соревнованиях, походах, играх, где детям предоставляется возможность переживать радостное напряжение разумного риска (так называемого «драйва»), преодоления собственного страха. Конечно, переживание подобного полезного «драйва» легко найти в спорте. Кроме того, в спорте можно разрядить накопившееся напряжение.

Скука.

Это тяжелое эмоциональное состояние. И к подобному состоянию нужно относиться так же серьезно, как мы относимся к депрессии. Чаще всего скука – это следствие какой-либо из описанных ниже причин:

– отсутствие смысла жизни – из-за полученных в детстве психических травм, пережитых трагедий, жестокого обращения, тяжелых разочарований, чрезмерной критичности взрослых, а также из-за чрезмерного баловства, когда ребенок просто не успевает чего-то по-настоящему захотеть, когда у него всегда всего слишком много;

– хроническое неудовлетворение важных, базовых потребностей – в уважении, любви;

– жизнь «пока» – все, что должно произойти в жизни важное, интересное будет когда-то в будущем, причем сроки не определены и кажутся далекими. А пока нужно просто ждать, когда это произойдет, что всегда томительно и скучно;

– неразвитость творческих способностей – творческий человек всегда наполнен идеями, поэтому и свободное время он заполняет с интересом и вдохновением. Когда человек не привык мыслить творчески, ему трудно структурировать свое время так, чтобы в обычных обстоятельствах найти что-то интересное для себя.

В качестве профилактических мер борьбы со скукой можно:

– создать условия, при которых ребенок, имея все необходимое, в то же время должен добиваться осуществления некоторых желаний, совершать какую-то работу для получения вознаграждения;

– научить ребенка мечтать и пробовать свои силы, помогать в достижениях, создать ситуацию успеха;

– развивать лидерские качества, уверенность ребенка в себе;

– развивать в ребенке творческие способности;

– научить ставить большие и маленькие цели, определять задачи, которые нужно решить для их достижения, а эти задачи разделять на небольшие легко осуществимые шаги.

Принадлежность к социальной группе «Я – как мои друзья».

Ребенок, в силу разных причин, часто не умеет сказать нет. Для него страх от последствий совершаемого не так силен, как страх потери расположения друзей. Чем менее уверен в себе подросток, чем хуже он относится сам к себе, тем более значима для него симпатия сверстников, и тем менее он способен мыслить и действовать вопреки их мнению. Не чувствуя себя достаточно уверенно, чтобы спокойно выдержать напор и издевательства, подросток предпочитает подчиниться требованиям неформального лидера группы.

Для профилактики:

– развивайте в ребенке уверенность, положительное отношение к себе, принятие своих качеств, особенностей, отличительных черт;

– научите ребенка эффективным моделям противостояния негативному влиянию и независимому поведению в сложных социальных ситуациях;

– развивайте в ребенке физическую силу;

– развивайте в ребенке умение общаться.

Протест против родителей.

Дети бунтуют против родителей, их правил, установок, но на самом деле их зависимость от семьи еще очень велика. Возрастной протест может достигать интенсивности, близкой к отчаянию, если родители совсем не интересуются жизнью своего ребенка. Фактически подросток чувствует, что он не нужен и даже в тягость своим родителям. Часто у таких детей формируется стремление к саморазрушению.

Профилактические меры:

– моделируйте условия, метафорически воссоздающие жизненные ситуации, обращайте внимание на неотвратимость ответственности за любое свое решение и каждый поступок;

– научите ребенка самоанализу своих желаний и выборов «Для чего я это делаю?»;

– научите подростка неагрессивному и в то же время уверенному отстаиванию своего мнения, умению сказать нет.

Стремление уйти от осознания несправедливости мира, разочарований (в том числе в любви), переживания тяжелой утраты (смерти любимых людей).

Подростку свойственен максимализм. Часто мир представляется ему в черно-белых тонах. Он либо восхищается, либо ненавидит. Подросток особенно чувствителен к любой несправедливости. А несправедливостью ему кажется все, что не соответствует его ожиданиям. Он может быть циничным, демонстрируя презрение к чужим бедам, либо замыкается в себе: «не видеть, не слышать, не думать», часто ищет способ перестать чувствовать противоречия в душе.

Профилактические меры:

– научите подростка видеть неоднозначность жизни и социальных явлений – в любом негативном явлении содержится позитивное зерно (предпосылка к позитивным мнениям),

а в любом позитивном явлении есть предпосылка к негативу;

– поддержите подростка при переживании им горя, разочарования в любви;

– оставьте дома на видном месте информацию о работе телефонов доверия и кабинетов психолога. Объясните ребенку: для чего люди ходят к психологу? Какие проблемы называют психологическими? Как обратиться к психологу?

Замкнутый круг.

Непонимание причин изменений, происходящих с детьми, приводит к нашему стремлению сохранить жесткий контроль и власть над ними или «повернуть назад их развитие». Мы начинаем отвергать новые качества подростка, желаем вернуть старые, детские: послушание, ласковость и т. д.

И тогда уход из дома становится для них единственной возможностью выразить свой протест. Довольно часто причиной нашей сильной тревоги при появлении резких изменений в поведении подростка является угроза разрушения представления

о себе как о хорошем родителе. А наличие удовлетворенности собой как родителем повышает самооценку человека. Поэтому мы неадекватно реагируем на поведение подростка только для того, чтобы поддержать свою положительную само­оценку. Мы совершаем ошибки не потому, что не любим своих детей, а потому, что не всегда знаем, как лучше поступить, и часто не осознаем собственных побуждений. Дети бегут из дома, протестуя против невыносимых условий, которые мы им создаем, не желая считаться с мнением ребенка.

Другая причина ухода ребенка от родителей – несправедливое наказание, неадекватное их проступку. Обида вскоре забывается, и подросток готов вернуться, но он боится наказания, которое непременно последует. Так круг замыкается. Ребенок бежит от наказания и боится возвращаться из-за него же, то есть выхода у него нет, и он остается на улице, пока не попадется на преступлении или не станет жертвой преступника.

Чтобы избежать ненужных конфликтов и ухода детей из дома, старайтесь соблюдать следующие правила:

– не давайте подростку чрезмерных нагрузок, когда у него не остается времени даже для того, чтобы погулять во дворе. Не забывайте – он еще ребенок;

– если кто-то жалуется на поведение вашего ребенка, не спешите сразу его наказывать, выясните мотивы его поступков;

– выбирайте наказание, адекватное проступку;

– не наказывайте ребенка из-за того, что у вас плохое настроение или «для профилактики»;

– будьте внимательны и справедливы к своим детям, решайте вместе их проблемы, и тогда ваш ребенок вряд ли убежит из дома.

Когда ребенок начинает взрослеть, наша любовь к нему должна приобрести другую форму по сравнению с той, которая ему требовалась в детстве. Если маленькому ребенку необходимы прежде всего хороший уход, обеспечение безопасности в окружающем мире, контроль, то теперь родительская любовь проявляется в принятии и поддержке его как личности, самостоятельной и индивидуальной, способной нести ответственность за свою жизнь.

Отделение социальной адаптации несовершеннолетних и молодежи бюджетного учреждения Югры «Ханты-Мансийский центр социальной помощи семье и детям»