Вопреки распространенному мнению, дети уходят не только из неблагополучных семей. Чаще всего поводом уйти из дома становится игнорирование потребностей ребенка, в основе которого – отсутствие взаимопонимания с родителями.
В основном уходят подростки 10–17 лет. Традиционно подростковый возраст считается трудным периодом, когда подросток, несмотря на внешнюю браваду, грубость и агрессивность, на самом деле крайне раним и беззащитен.
К основным причинам самовольного ухода подростков из дома можно отнести любопытство, стремление познать и испытать как можно больше.
Одна из задач развития детского возраста – исследование, познание мира и себя. Это приводит к общему любопытству: все познать, все испытать, все попробовать. То, что необходимо для расширения кругозора, определения своих склонностей и интересов, выбора жизненного пути, может также приводить и к исследованию новых ощущений через любые формы отклоняющегося поведения.
В целях профилактических мер можно организовать свободное время ребенка, в котором ему представится возможность удовлетворять свое любопытство через исследование себя, разных сторон жизни, мира, природы.
Переживание «драйва».
Дети любят рисковать. Они теоретически знают, что многие люди погибают, но и сама смерть представляется им чем-то фантомным, что может происходить «с кем-то, но не со мной». Дети весьма отстраненно воспринимают аргументы о том, что «когда-то в будущем» они могут жестоко поплатиться своим здоровьем. К этому можно добавить стремление переживать напряжение определенного страха. Им хочется переживать нечто подобное, радостно-ужасное по-настоящему. В рамках профилактических мер можно мотивировать ребенка к участию в соревнованиях, походах, играх, где детям предоставляется возможность переживать радостное напряжение разумного риска (так называемого «драйва»), преодоления собственного страха. Конечно, переживание подобного полезного «драйва» легко найти в спорте. Кроме того, в спорте можно разрядить накопившееся напряжение.
Скука.
Это тяжелое эмоциональное состояние. И к подобному состоянию нужно относиться так же серьезно, как мы относимся к депрессии. Чаще всего скука – это следствие какой-либо из описанных ниже причин:
– отсутствие смысла жизни – из-за полученных в детстве психических травм, пережитых трагедий, жестокого обращения, тяжелых разочарований, чрезмерной критичности взрослых, а также из-за чрезмерного баловства, когда ребенок просто не успевает чего-то по-настоящему захотеть, когда у него всегда всего слишком много;
– хроническое неудовлетворение важных, базовых потребностей – в уважении, любви;
– жизнь «пока» – все, что должно произойти в жизни важное, интересное будет когда-то в будущем, причем сроки не определены и кажутся далекими. А пока нужно просто ждать, когда это произойдет, что всегда томительно и скучно;
– неразвитость творческих способностей – творческий человек всегда наполнен идеями, поэтому и свободное время он заполняет с интересом и вдохновением. Когда человек не привык мыслить творчески, ему трудно структурировать свое время так, чтобы в обычных обстоятельствах найти что-то интересное для себя.
В качестве профилактических мер борьбы со скукой можно:
– создать условия, при которых ребенок, имея все необходимое, в то же время должен добиваться осуществления некоторых желаний, совершать какую-то работу для получения вознаграждения;
– научить ребенка мечтать и пробовать свои силы, помогать в достижениях, создать ситуацию успеха;
– развивать лидерские качества, уверенность ребенка в себе;
– развивать в ребенке творческие способности;
– научить ставить большие и маленькие цели, определять задачи, которые нужно решить для их достижения, а эти задачи разделять на небольшие легко осуществимые шаги.
Принадлежность к социальной группе «Я – как мои друзья».
Ребенок, в силу разных причин, часто не умеет сказать нет. Для него страх от последствий совершаемого не так силен, как страх потери расположения друзей. Чем менее уверен в себе подросток, чем хуже он относится сам к себе, тем более значима для него симпатия сверстников, и тем менее он способен мыслить и действовать вопреки их мнению. Не чувствуя себя достаточно уверенно, чтобы спокойно выдержать напор и издевательства, подросток предпочитает подчиниться требованиям неформального лидера группы.
Для профилактики:
– развивайте в ребенке уверенность, положительное отношение к себе, принятие своих качеств, особенностей, отличительных черт;
– научите ребенка эффективным моделям противостояния негативному влиянию и независимому поведению в сложных социальных ситуациях;
– развивайте в ребенке физическую силу;
– развивайте в ребенке умение общаться.
Протест против родителей.
Дети бунтуют против родителей, их правил, установок, но на самом деле их зависимость от семьи еще очень велика. Возрастной протест может достигать интенсивности, близкой к отчаянию, если родители совсем не интересуются жизнью своего ребенка. Фактически подросток чувствует, что он не нужен и даже в тягость своим родителям. Часто у таких детей формируется стремление к саморазрушению.
Профилактические меры:
– моделируйте условия, метафорически воссоздающие жизненные ситуации, обращайте внимание на неотвратимость ответственности за любое свое решение и каждый поступок;
– научите ребенка самоанализу своих желаний и выборов «Для чего я это делаю?»;
– научите подростка неагрессивному и в то же время уверенному отстаиванию своего мнения, умению сказать нет.
Стремление уйти от осознания несправедливости мира, разочарований (в том числе в любви), переживания тяжелой утраты (смерти любимых людей).
Подростку свойственен максимализм. Часто мир представляется ему в черно-белых тонах. Он либо восхищается, либо ненавидит. Подросток особенно чувствителен к любой несправедливости. А несправедливостью ему кажется все, что не соответствует его ожиданиям. Он может быть циничным, демонстрируя презрение к чужим бедам, либо замыкается в себе: «не видеть, не слышать, не думать», часто ищет способ перестать чувствовать противоречия в душе.
Профилактические меры:
– научите подростка видеть неоднозначность жизни и социальных явлений – в любом негативном явлении содержится позитивное зерно (предпосылка к позитивным мнениям),
а в любом позитивном явлении есть предпосылка к негативу;
– поддержите подростка при переживании им горя, разочарования в любви;
– оставьте дома на видном месте информацию о работе телефонов доверия и кабинетов психолога. Объясните ребенку: для чего люди ходят к психологу? Какие проблемы называют психологическими? Как обратиться к психологу?
Замкнутый круг.
Непонимание причин изменений, происходящих с детьми, приводит к нашему стремлению сохранить жесткий контроль и власть над ними или «повернуть назад их развитие». Мы начинаем отвергать новые качества подростка, желаем вернуть старые, детские: послушание, ласковость и т. д.
И тогда уход из дома становится для них единственной возможностью выразить свой протест. Довольно часто причиной нашей сильной тревоги при появлении резких изменений в поведении подростка является угроза разрушения представления
о себе как о хорошем родителе. А наличие удовлетворенности собой как родителем повышает самооценку человека. Поэтому мы неадекватно реагируем на поведение подростка только для того, чтобы поддержать свою положительную самооценку. Мы совершаем ошибки не потому, что не любим своих детей, а потому, что не всегда знаем, как лучше поступить, и часто не осознаем собственных побуждений. Дети бегут из дома, протестуя против невыносимых условий, которые мы им создаем, не желая считаться с мнением ребенка.
Другая причина ухода ребенка от родителей – несправедливое наказание, неадекватное их проступку. Обида вскоре забывается, и подросток готов вернуться, но он боится наказания, которое непременно последует. Так круг замыкается. Ребенок бежит от наказания и боится возвращаться из-за него же, то есть выхода у него нет, и он остается на улице, пока не попадется на преступлении или не станет жертвой преступника.
Чтобы избежать ненужных конфликтов и ухода детей из дома, старайтесь соблюдать следующие правила:
– не давайте подростку чрезмерных нагрузок, когда у него не остается времени даже для того, чтобы погулять во дворе. Не забывайте – он еще ребенок;
– если кто-то жалуется на поведение вашего ребенка, не спешите сразу его наказывать, выясните мотивы его поступков;
– выбирайте наказание, адекватное проступку;
– не наказывайте ребенка из-за того, что у вас плохое настроение или «для профилактики»;
– будьте внимательны и справедливы к своим детям, решайте вместе их проблемы, и тогда ваш ребенок вряд ли убежит из дома.
Когда ребенок начинает взрослеть, наша любовь к нему должна приобрести другую форму по сравнению с той, которая ему требовалась в детстве. Если маленькому ребенку необходимы прежде всего хороший уход, обеспечение безопасности в окружающем мире, контроль, то теперь родительская любовь проявляется в принятии и поддержке его как личности, самостоятельной и индивидуальной, способной нести ответственность за свою жизнь.
Отделение социальной адаптации несовершеннолетних и молодежи бюджетного учреждения Югры «Ханты-Мансийский центр социальной помощи семье и детям»