Война в судьбе семьи Калугиных

Помнить корни свои
Шрифт

Война ворвалась в жизнь мирного населения неожиданно, ранним утром 22 июня 1941 года.

Кто-то встретил эту беду совсем маленьким, кто-то подростком, кто-то на пороге юности, в городах и маленьких деревеньках, на переднем крае и глубоком тылу. Война обрушилась бомбежками, голодом, разлуками. Горькую, тяжелую долю вынесли на своих плечах наши соотечественники. Война, как снежная буря, коснулась почти каждой семьи...
Живет в поселке Кедровый Ханты-Мансийского района семейная чета Калугиных. Супруги вместе уже более 50 лет, и их союз год от года становится крепче. Свидетельством тому являются трое детей, внуки, правнуки. Вениамину Васильевичу был всего один годик, когда его семью вместе с другими ссыльными привезли в молодой поселок на берегу Оби. Мама, Ольга Павловна, работала в школе, детском доме. Отец, Василий Алексеевич, воевал, служил связистом в Подмосковье, но после войны не вернулся, нашел себе другую семью. Детство прошло в Кедровом. Здесь он рос, учился, мужал, приобщался к крестьянскому труду. Прежде чем начать работать в леспромхозе, учился в техникуме на зооветеринара. И ждал свою половинку, которая бегала по пыльным улицам далекой костромской деревни…
Нина Николаевна два года отработала в родном колхозе, а потом не вытерпела тяжкого труда – убежала. Уехала за тридевять земель, на Север, в поселок Кедровый, где жил ее брат, Александр Николаевич Смирнов.
Поселок понравился сразу: чистый, уютный, живой. Однажды на танцах в местном клубе она познакомилась с Вениамином. Приглянулись друг другу. Года полтора дружили, а потом решили пожениться. И вот уже более полувека живут душа в душу. В семье Нины Николаевны Калугиной (Смирновой) воевали пять маминых братьев: Яков, Капитон, Иван, Федор и Алексей. Два брата погибли на фронте, один умер от ран сразу после войны, а двое восстанавливали хозяйство после военной разрухи. Калугины поделились своими воспоминаниями о нелегкой судьбе родственников, супругов Смирновых, которые прошли дорогами войны и много лет прожили в поселке Кедровый.
Александр Николаевич Смирнов родился 21 октября 1926 года в Костромской области. В 1943 году был призван на фронт. Сначала обучался в химвойсках в Ивановской области. Воевал на Прибалтийском и Белорусском фронтах. Запомнившиеся эпизоды из его фронтовой жизни: «В первом же бою ранило одного солдатика из наших призывников. Мы его потеряли, пошли искать. А когда нашли, то увидели, что ему оторвало обе ноги. Сразу же доставили в госпиталь. Он остался жив». Такое вот потрясение испытали молодые бойцы в первом же бою. В призыв их ушло восемнадцать человек, а вернулось всего четверо.
Победу Александр Смирнов встретил в Кенигсберге в 1945 году. Потом был отправлен на Курилы, начиналась война с Японией. Был такой случай. Ехал поезд через родные края. Эшелон остановился на разъезде в 30 км от родной деревни, где Александр не был два года. Объявили стоянку 24 часа. «Успею…» – подумал он и побежал. Встреча в родном доме была короткой, со слезами на глазах. Бежал обратно, но поезд уже ушел. Хорошо, нашелся добрый человек из проходящего состава, пожалел солдатика, взял к себе в кабину паровоза. Догнали эшелон на следующей станции. Еще три года Александр Николаевич охранял границу, участвовал в боях. Вернулся домой в 1948 году. Заслужил две боевые награды и медаль «За отвагу». В 1950 году был направлен в Горьковскую область на курсы мастеров по подсочке живицы (сбор смолы). Там и познакомился с будущей женой Ниной Дмитриевной Бокачевой, которая тоже воевала в годы войны.
Нина Дмитриевна Смирнова (Бокачева) родилась 17 октября 1924 года в деревне Дядьково Брянской области. Когда началась война, еще как-то выживали в родной деревне, пока немцы не подошли совсем близко. В 1942 году призвалась на фронт. Служила санитаркой. Воевала в партизанском отряде в Брянском лесу. Разведывали штабы, подрывали, минировали дороги. Даже взяли в плен два взвода немцев. В 1943 году делали прорыв в Брянском лесу. Поддерживали связь между отрядами. Задача была разведать железнодорожное полотно. Сутками лежали в снегу и едва не нарвались на немцев, но удалось спастись.
Кроме службы медсестры, Нина Дмитриевна выполняла много другой работы: варила, стирала, даже участвовала в подрывной группе. Однажды ходили расставлять мины, и один паренек подорвался прямо на ее глазах. Приходилось переплывать реку, а иногда даже под снарядами воровать картошку. Голод, холод – многое пришлось пережить. Был случай, когда трое суток просидели в болоте, дышали через соломинку.
Награждена партизанской медалью. После войны была направлена на курсы, где и познакомилась со своим будущим мужем, Александром Смирновым. Времена были трудные, страна поднималась из разрухи, голода и нищеты. В 1954 году супруги Смирновы переехали на Север, в поселок Урманный, где жил родственник Александра Николаевича, Федор Дмитриевич Беляев. Александр Николаевич устроился работать на шпалозавод, работал мастером, потом бухгалтером.
В апреле 1959 года открылся лесоучасток в соседнем поселке, и семья Смирновых переехала в Кедровый.
К сожалению, в нашем поселке в живых не осталось ни одного участника Великой Отечественной войны. Поэтому наш долг – сохранить память о ветеранах. И мы благодарны таким людям, как Нина Николаевна и Вениамин Васильевич Калугины, за то, что они бережно хранят память о своих родственниках-ветеранах, поделились фотографиями и воспоминаниями о боевом пути участников войны.
Военное лихолетье оставило отпечаток в каждой семье. О той незабываемой беде нашего народа написано много книг, создано большое количество фильмов. Но самыми яркими и правдивыми останутся рассказы из воспоминаний. Сегодня трудно представить себе это, но знать историю своих дедов и прадедов мы обязаны, чтобы не прервать нить памяти, нить жизни… Такое не должно повториться!

Светлана МИКУРОВА, Людмила ЯРКИНА
(По воспоминаниям семьи Калугиных
и материалам  школьного музея)