Из блокадного Ленинграда – на Север

Помнить корни свои
Шрифт

Ежегодно 27 января наша страна отмечает День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

В истории Югры есть особая страница – спасение детей, эвакуированных из Ленинграда летом 1942 года. Всего в наш округ было отправлено 10 детских домов, которые разместили в четырех районах Ханты-Мансийского национального округа (Самаровский, Сургутский, Кондинский и Микояновский). До Омска детей везли по железной дороге, а потом на пароходах – до поселков, расположенных на Оби. По имеющимся данным, в августе, сентябре и октябре 1942 г. привезли 944 человека (782 ребенка школьного и 162 ребенка дошкольного возраста). Документы сохранили названия пароходов, принадлежавших Нижне-Иртышскому пароходству, доставивших детей в округ: «Храбрый», «Коммунист», «Москва». Ресурсы южных районов Омской области для обустройства прибывавших людей были исчерпаны, поэтому и было принято решение о размещении 10 ленинградских детских учреждений на Севере, в местности неблагоустроенной, с тяжелым климатом – в Ханты-Мансийском национальном округе. Большинство поселков Самаровского района были отстроены спецпереселенцами, такие как Нялино, Луговской, Кирзавод, Кедровый, Урманный, Горный и другие. Места для размещения детских учреждений определялись с учетом трех критериев: наличие в населенном пункте подходящих помещений и школы, а также достаточно крепкого колхоза, которому предстояло оказывать помощь в обеспечении питания для детей.
Большую работу по подготовке к встрече детей и оснащению детдомов проводили комсомольские организации, пионеры и школьники. Газета «Сталинская трибуна» от 22 августа 1942 г. сообщала: «…учащиеся школ изготавливают для детей игрушки, подбирают интересные книги». Прибытие детей в округ стало большим событием. На пристанях северных поселков и деревень люди встречали детей из Ленинграда с корзинами, в них – овощи с огорода, хлеб, простые угощения. Но когда северяне увидели состояние прибывших детей, многие из них испытали потрясение. До сознания стало доходить, насколько все плохо было в Ленинграде, поскольку, как известно, центральная печать не сообщала всех ужасов блокады, а акцентировала внимание, как правило, на подвиге ленинградцев. А дети, прибывшие из блокадного города, имели большие проблемы со здоровьем. Заболевания цингой, малокровием, туберкулезом преследовали слабеньких детей. Дети прибыли с дистрофией, расстройствами желудочно-кишечного тракта, чесоткой и другими заболеваниями.
О том, как проходила встреча детей в п. Кедровый, писала газета «Комсомольская правда»: «Жители таежного поселка Кедровый в далеком Ханты-Мансийском национальном округе вышли со знаменами навстречу приехавшим. В каждом доме был накрыт стол для дорогих гостей». Прибывших в округ детей размещали где придется. Примеры из документов показывают, что все помещения, предоставленные для детских домов, были в неприспособленных зданиях: клубах, школах, жилых домах, бараках. Это случилось потому, что дети прибыли, когда в округе уже началось похолодание, а к началу ноября установилась зима. Поэтому прием и размещение детей в августе – октябре 1942 г. были безотлагательными, не было возможности начинать строительство, не было условий для организации приема детей в более приспособленные помещения. По плану распределения детских домов в населенных пунктах Самаровского района в поселок Кедровый были направлены 21 ребенок-дошкольник и 89 детей школьного возраста, всего 110 детей. Ввиду того, что не хватало площади, летом 1943 года здание было достроено на 60 спальных мест. Из воспоминаний старожилов: «В эти годы школе было нелегко. Она приняла в свои стены большое количество учащихся, воспитателей и учителей, эвакуированных из детских домов блокадного Ленинграда. Тогда в школе разместили детский дом, а школу перенесли в здание клуба».
Общей тенденцией эвакуированных детских домов и интернатов стало налаживание условий жизни. Таким образом, ставился вопрос об организации своего подсобного хозяйства при каждом детском доме. 15 июня 1943 г. окр­исполком принял решение по вопросу «О работе Урманного и Кедровского детских домов Самаровского района», в котором отра­зил проблему самообеспечения детдомов продуктами питания за счет приусадебного хозяйства и собирательства дикоросов, а также организации рыбной ловли, которые позволили бы разно­образить питание детей. Колхоз выделил детскому дому лошадей, крупный рогатый скот и поросят. Отвели луговой земли 30 га, под теплицы и парники – 30 кв. м, земли полевой – 2 га, пахотной, огородной земли – 0,5 га. Всего закреплено за детским домом 32,7 га. Местное население помогло детскому дому с изготовлением саней, телег и хозяйственного инвентаря. Чтобы лучше питаться, разработали недалеко от школы, на горке, приусадебное хозяйство. Сажали картофель, морковь, свеклу, капусту, лук. Самостоятельно убирали урожай. Было сделано овоще­хранилище, где зимой хранился урожай. Сами ухаживали за лошадьми, коровами, свиньями. Косили сено, ловили рыбу, занимались сбором дикоросов (ягоды, грибы, орехи и шиповник). Дрова для детского дома дети под руководством взрослых заготавливали сами.
Педагогическая работа в эвакуированных детских домах имела свою специфику: это была работа со сложными детьми, перенесшими трагедию потери близких, испытавшими холод, голод, рано повзрослевшими. Там, где педагогические работники были профессионалами, нередко приехавшими совместно с детьми, разделившими все ужасы блокады, наблюдался порядок, педагоги задавали планку местным кадрам. Из-за нехватки самого необходимого (предметы, сырье, инструменты, инвентарь) организовать быт и досуг детей было тоже нелегко. Режим дня воспитанников интерната определялся «Положением об интернате». В документе подчеркивалось, что соблюдение режима дня – одна из основных обязанностей воспитанников интерната. Работали кружки: танцевальный, изобразительного искусства, хоровой, рукоделия, была своя швейная мастерская с ручными швейными машинками. По результатам проверки Кедровского детского дома: «…Воспитательная работа поставлена удовлетворительно. Кружки работают регулярно (драматический, хоровой, балетный, литературный «Затейник», рукоделия). Организовано коллективное и индивидуальное чтение художественной литературы (школьная библиотека, районная передвижка и обмен книг)... Практикуются читательские конференции (по «Капитанской дочке» Пушкина, математическая конференция); вечера-шарады; шашечные турниры; вечера самодеятельности (приготовленные по классам кружками). Отмечаются дни рождения детей (именинники) – обеды, речи, подарки, концерты. Проводятся беседы, доклады о вождях, о героях социалистического труда, о героях Отечественной войны, доклады на исторические темы: «Суворов – суворовские училища», «Город Ленина в борьбе», «Молодогвардейцы» и т.д. (беседы проводятся учителями, работниками д/дома, медицинскими работниками)».
Проверкой работы детдомов округа, а также по материалам совещания директоров детдомов установлено, что, несмотря на ряд трудностей, обу­словленных устройством на новом месте, некоторые детдома: Кедровский, Большекаменский, Добровольский, Сургутский – добились значительных успехов в деле организации нормальной жизни, воспитания и обучения детей: «…в Кедровском детдоме дети хорошо учатся (успеваемость за I четверть 92,5%, из обучающихся в III–V классах нет ни одного неуспевающего)». Очень тепло отзывались об обучении в школе п. Кедровый и сами воспитанники детского дома № 80. Жители поселка считают, что в годы войны Кедровый стал уголком спасения и выживания для эвакуированных детей из блокадного Ленинграда. Бывшие ученики вспоминали, как блокадники трогательно рассказывали о своем городе, о театрах, каждым словом воспитывали мальчишек и девчонок, выросших в суровых условиях, для которых было знакомо слово «комендатура», но чем-то таинственным было значение слов «музей», «библиотека», «театр». Положительная оценка работы некоторых детских домов в плане воспитания детей нашла отражение и в документах окружных органов власти: «Дети Кедровского детского дома представляют собой дружный, крепко спаянный коллектив, отличаются дисциплинированностью, вежливым отношением друг к другу и к старшим, бережно относятся к имуществу детдома, любят труд, хорошо организуют свой досуг», – сообщалось 26 декабря 1942 г. в докладе заведующего окружным отделом народного образования И. Непомнящих. Жили дружно, старожилы не припомнят никаких серьезных происшествий за время пребывания ленинградцев в поселке, а вспоминают только хорошее: праздничные концерты, в программе были даже балетные номера, которые для местного населения были в диковинку; игры; интересные дела, и, конечно, преданность педагогов своему делу. Эвакуационный Кедровский детский дом смешанного типа просуществовал с октября 1942 года по май 1945 года. Как только 9 мая объявили о Победе, ленинградцы стали собираться домой. Весна 1945 года выдалась ранняя, и большинство населения п. Кедровый уехало за реку на посевную, а когда 20 мая вернулись с посевной, то их (ленинградцев) уже не было в Кедровом. Но люди, не участвовавшие в посевной, рассказывали, что уезжающим устроили проводы с танцами, песнями, весельем, и все были искренне за них рады.

Записала Светлана Микурова по материалам краеведческого музея п. Кедровый и архивным данным КУ «Государственный архив Югры»