Ежегодно 27 января наша страна отмечает День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.
В истории Югры есть особая страница – спасение детей, эвакуированных из Ленинграда летом 1942 года. Всего в наш округ было отправлено 10 детских домов, которые разместили в четырех районах Ханты-Мансийского национального округа (Самаровский, Сургутский, Кондинский и Микояновский). До Омска детей везли по железной дороге, а потом на пароходах – до поселков, расположенных на Оби. По имеющимся данным, в августе, сентябре и октябре 1942 г. привезли 944 человека (782 ребенка школьного и 162 ребенка дошкольного возраста). Документы сохранили названия пароходов, принадлежавших Нижне-Иртышскому пароходству, доставивших детей в округ: «Храбрый», «Коммунист», «Москва». Ресурсы южных районов Омской области для обустройства прибывавших людей были исчерпаны, поэтому и было принято решение о размещении 10 ленинградских детских учреждений на Севере, в местности неблагоустроенной, с тяжелым климатом – в Ханты-Мансийском национальном округе. Большинство поселков Самаровского района были отстроены спецпереселенцами, такие как Нялино, Луговской, Кирзавод, Кедровый, Урманный, Горный и другие. Места для размещения детских учреждений определялись с учетом трех критериев: наличие в населенном пункте подходящих помещений и школы, а также достаточно крепкого колхоза, которому предстояло оказывать помощь в обеспечении питания для детей.
Большую работу по подготовке к встрече детей и оснащению детдомов проводили комсомольские организации, пионеры и школьники. Газета «Сталинская трибуна» от 22 августа 1942 г. сообщала: «…учащиеся школ изготавливают для детей игрушки, подбирают интересные книги». Прибытие детей в округ стало большим событием. На пристанях северных поселков и деревень люди встречали детей из Ленинграда с корзинами, в них – овощи с огорода, хлеб, простые угощения. Но когда северяне увидели состояние прибывших детей, многие из них испытали потрясение. До сознания стало доходить, насколько все плохо было в Ленинграде, поскольку, как известно, центральная печать не сообщала всех ужасов блокады, а акцентировала внимание, как правило, на подвиге ленинградцев. А дети, прибывшие из блокадного города, имели большие проблемы со здоровьем. Заболевания цингой, малокровием, туберкулезом преследовали слабеньких детей. Дети прибыли с дистрофией, расстройствами желудочно-кишечного тракта, чесоткой и другими заболеваниями.
О том, как проходила встреча детей в п. Кедровый, писала газета «Комсомольская правда»: «Жители таежного поселка Кедровый в далеком Ханты-Мансийском национальном округе вышли со знаменами навстречу приехавшим. В каждом доме был накрыт стол для дорогих гостей». Прибывших в округ детей размещали где придется. Примеры из документов показывают, что все помещения, предоставленные для детских домов, были в неприспособленных зданиях: клубах, школах, жилых домах, бараках. Это случилось потому, что дети прибыли, когда в округе уже началось похолодание, а к началу ноября установилась зима. Поэтому прием и размещение детей в августе – октябре 1942 г. были безотлагательными, не было возможности начинать строительство, не было условий для организации приема детей в более приспособленные помещения. По плану распределения детских домов в населенных пунктах Самаровского района в поселок Кедровый были направлены 21 ребенок-дошкольник и 89 детей школьного возраста, всего 110 детей. Ввиду того, что не хватало площади, летом 1943 года здание было достроено на 60 спальных мест. Из воспоминаний старожилов: «В эти годы школе было нелегко. Она приняла в свои стены большое количество учащихся, воспитателей и учителей, эвакуированных из детских домов блокадного Ленинграда. Тогда в школе разместили детский дом, а школу перенесли в здание клуба».
Общей тенденцией эвакуированных детских домов и интернатов стало налаживание условий жизни. Таким образом, ставился вопрос об организации своего подсобного хозяйства при каждом детском доме. 15 июня 1943 г. окрисполком принял решение по вопросу «О работе Урманного и Кедровского детских домов Самаровского района», в котором отразил проблему самообеспечения детдомов продуктами питания за счет приусадебного хозяйства и собирательства дикоросов, а также организации рыбной ловли, которые позволили бы разнообразить питание детей. Колхоз выделил детскому дому лошадей, крупный рогатый скот и поросят. Отвели луговой земли 30 га, под теплицы и парники – 30 кв. м, земли полевой – 2 га, пахотной, огородной земли – 0,5 га. Всего закреплено за детским домом 32,7 га. Местное население помогло детскому дому с изготовлением саней, телег и хозяйственного инвентаря. Чтобы лучше питаться, разработали недалеко от школы, на горке, приусадебное хозяйство. Сажали картофель, морковь, свеклу, капусту, лук. Самостоятельно убирали урожай. Было сделано овощехранилище, где зимой хранился урожай. Сами ухаживали за лошадьми, коровами, свиньями. Косили сено, ловили рыбу, занимались сбором дикоросов (ягоды, грибы, орехи и шиповник). Дрова для детского дома дети под руководством взрослых заготавливали сами.
Педагогическая работа в эвакуированных детских домах имела свою специфику: это была работа со сложными детьми, перенесшими трагедию потери близких, испытавшими холод, голод, рано повзрослевшими. Там, где педагогические работники были профессионалами, нередко приехавшими совместно с детьми, разделившими все ужасы блокады, наблюдался порядок, педагоги задавали планку местным кадрам. Из-за нехватки самого необходимого (предметы, сырье, инструменты, инвентарь) организовать быт и досуг детей было тоже нелегко. Режим дня воспитанников интерната определялся «Положением об интернате». В документе подчеркивалось, что соблюдение режима дня – одна из основных обязанностей воспитанников интерната. Работали кружки: танцевальный, изобразительного искусства, хоровой, рукоделия, была своя швейная мастерская с ручными швейными машинками. По результатам проверки Кедровского детского дома: «…Воспитательная работа поставлена удовлетворительно. Кружки работают регулярно (драматический, хоровой, балетный, литературный «Затейник», рукоделия). Организовано коллективное и индивидуальное чтение художественной литературы (школьная библиотека, районная передвижка и обмен книг)... Практикуются читательские конференции (по «Капитанской дочке» Пушкина, математическая конференция); вечера-шарады; шашечные турниры; вечера самодеятельности (приготовленные по классам кружками). Отмечаются дни рождения детей (именинники) – обеды, речи, подарки, концерты. Проводятся беседы, доклады о вождях, о героях социалистического труда, о героях Отечественной войны, доклады на исторические темы: «Суворов – суворовские училища», «Город Ленина в борьбе», «Молодогвардейцы» и т.д. (беседы проводятся учителями, работниками д/дома, медицинскими работниками)».
Проверкой работы детдомов округа, а также по материалам совещания директоров детдомов установлено, что, несмотря на ряд трудностей, обусловленных устройством на новом месте, некоторые детдома: Кедровский, Большекаменский, Добровольский, Сургутский – добились значительных успехов в деле организации нормальной жизни, воспитания и обучения детей: «…в Кедровском детдоме дети хорошо учатся (успеваемость за I четверть 92,5%, из обучающихся в III–V классах нет ни одного неуспевающего)». Очень тепло отзывались об обучении в школе п. Кедровый и сами воспитанники детского дома № 80. Жители поселка считают, что в годы войны Кедровый стал уголком спасения и выживания для эвакуированных детей из блокадного Ленинграда. Бывшие ученики вспоминали, как блокадники трогательно рассказывали о своем городе, о театрах, каждым словом воспитывали мальчишек и девчонок, выросших в суровых условиях, для которых было знакомо слово «комендатура», но чем-то таинственным было значение слов «музей», «библиотека», «театр». Положительная оценка работы некоторых детских домов в плане воспитания детей нашла отражение и в документах окружных органов власти: «Дети Кедровского детского дома представляют собой дружный, крепко спаянный коллектив, отличаются дисциплинированностью, вежливым отношением друг к другу и к старшим, бережно относятся к имуществу детдома, любят труд, хорошо организуют свой досуг», – сообщалось 26 декабря 1942 г. в докладе заведующего окружным отделом народного образования И. Непомнящих. Жили дружно, старожилы не припомнят никаких серьезных происшествий за время пребывания ленинградцев в поселке, а вспоминают только хорошее: праздничные концерты, в программе были даже балетные номера, которые для местного населения были в диковинку; игры; интересные дела, и, конечно, преданность педагогов своему делу. Эвакуационный Кедровский детский дом смешанного типа просуществовал с октября 1942 года по май 1945 года. Как только 9 мая объявили о Победе, ленинградцы стали собираться домой. Весна 1945 года выдалась ранняя, и большинство населения п. Кедровый уехало за реку на посевную, а когда 20 мая вернулись с посевной, то их (ленинградцев) уже не было в Кедровом. Но люди, не участвовавшие в посевной, рассказывали, что уезжающим устроили проводы с танцами, песнями, весельем, и все были искренне за них рады.
Записала Светлана Микурова по материалам краеведческого музея п. Кедровый и архивным данным КУ «Государственный архив Югры»