Вспомним тех, кто нас защищал

Помнить корни свои
Шрифт

Жители Ханты-Мансийского района рассказывают о защитниках Отечества – своих односельчанах, родных.

Во все века Отечество спасали герои. За прославленными именами маршала Жукова и Рокоссовского – великое множество знаменитых и безвестных храбрецов-героев. И среди них – предки каждого из нас. 

История нашего поселка Луговского – это пусть небольшая, но тоже страница в «книге войны», повествующей миру о величии человеческого духа, о беспредельной любви к родной сибирской земле и свободе. 

Историческая память – огромная нравственная сила. Великий смысл заключен в этой памяти, обращенной не только к прошлому, а к настоящему и будущему. Каждый солдат внес свой вклад в разгром фашистских войск. А отдельная наша благодарность тем, кто 75 лет назад способствовал коренному перелому в Великой Отечественной войне в битве на Курской дуге.

 

Другой судьбы не надо

Копыльцов Иван Иванович родился в 1902 году. Жил в маленьком селе Мужи Шурышкарского района. После войны этому легендарному, но скромному человеку было что рассказать о военном времени и о себе. Ушел на фронт в 1943 году радистом. На фронте вступил в партию, вскоре получил свою первую награду за то, что в критический момент взял на себя командование однополчанами во время участия в боях на Курской дуге. Копыльцов И.И. участвовал во многих военных операциях, в том числе в Балатонской оборонительной операции по освобождению Венгрии. Закончил войну в звании рядового. Был награжден медалями «За взятие Будапешта», «За взятие Вены» и «За победу над Германией».

После демобилизации вернулся на Север, где его ждали жена Анна Яковлевна и сын Юра. Долгое время Иван Иванович работал на почте заведующим и кассиром, затем его, как грамотного и исполнительного работника, отправили на поднятие сельского хозяйства в село Елизарово Ханты-Мансийского района, позже неоднократно приглашали работать в городе. В начале 50-х годов ХХ века вся семья Копыльцовых переехала жить в п. Луговской. Главу семейства назначили заведующим почтой. «Мы часто помогали своему отцу по работе, – вспоминает один из сыновей Ивана Ивановича Анатолий. – Летом доставляли почту катером, а зимой – «веревочкой».

В свободное от работы время Иван Иванович очень любил рыбачить. Умер наш земляк в возрасте 56 лет, похоронили его в Ханты-Мансийске с оркестром.

 

Все меньше тех, кто был в окопах

Ценные сведения о Василии Ивановиче Салтанове я получила от его сына Юрия. Василий Иванович по национальности ханты. Он вместе с друзьями был призван на фронт из села Цингалы. С мая 1943 года и до конца войны находился на воинской службе. 

Свое боевое крещение молодой солдат получил на Курской дуге. Служил Василий в отдельной зенитной артиллерийской дивизии. В сражении на Курской дуге важная роль принадлежала именно артиллерии, в составе которой действовали «Катюши». Причем если на Сталинградском фронте было девять полков и один отдельный дивизион реактивной артиллерии, то на Курской дуге уже действовали 31 полк, два отдельных дивизиона и дивизия реактивной артиллерии. Вот что вспоминал позже Василий Иванович: «Оборонительные бои с самого начала носили крайне ожесточенный характер. В этой битве немцы допустили очень много промахов. Они неверно определили прочность и глубину нашей обороны, не смогли разузнать количество войск, но самое главное – в очередной раз переоценили свои возможности».

После участия в Курской битве Василий изъявил желание быть разведчиком. Его просьба была удовлетворена. Наш земляк участвовал в боях под Черкесами и под Киевом, где получил ранение. А в 1943–1944 годах  Салтанов В.И. принимал участие в боях под Яссами и Кишиневом.

После окончания войны Василий Иванович вернулся домой, в Ханты-Мансийский район. Женился на Руфине Дмитриевне, в семье родилось три ребенка. Много лет ветеран работал в котельной на Белогорском  деревообрабатывающем заводе. Любимым увлечением в любое время года у него была рыбалка. Умер Салтанов В.И. в 1991 году и был похоронен в п. Луговской.

 

Война крупным планом

Наш земляк Филатов Федор Михайлович был призван в ряды Красной армии в сентябре 1942 года из Нижневартовска. Попал в маршевую роту, в марте 1943 года прибыл на Украину. Именно в это время готовилось наступление на Орловско-Курской дуге. Федор Михайлович часто вспоминал, как его 1-й гвардейский ордена Ленина корпус под командованием генерала Руссиянова вступил в бой с немецкими захватчиками. В июне молодой девятнадцатилетний солдат принимал участие в форсировании Северного Донца недалеко от Старого Оскола. Федор воевал в качестве бронебойщика, уничтожая бронетехнику врага из противотанкового ружья. Гитлеровские войска, поддержанные мощными новыми танками «Тигр» и «Пантера», стальной лавиной двинулись на наши позиции. Начался ожесточенный бой, во время которого Федор был тяжело ранен. После лечения в госпитале продолжил воевать. Чуть позже был снова ранен, в голову. 

А ранило его обидно, в то время, когда наши солдаты перешли в наступление. Хотя и тут, можно сказать, Федору повезло: осколок, с палец величиной, пробил каску, и, потеряв энергию на излете, впился в лоб. Госпиталь, где находился солдат, эвакуировали на Кавказ, в Махачкалу, где сибиряк находился в медсанбате без особых надежд на выздоровление. Ранение оказалось тяжелым.  В октябре после лечения был отправлен в авиатехническую часть № 435 БАО.  Демобилизовался Филатов в 1947 году.  

После войны солдат женился на девушке по имени Фаина, в семье родилось две дочери, Валя и Люба. Затем на свет появился долгожданный сын, которого назвали Владиславом. 

В 60-е годы ХХ века вся семья Филатовых переехала из-под Тюмени в п. Луговской Ханты-Мансийского района. Им дали квартиру в двухэтажном доме по улице Ленина. Глава семьи устроился работать на электростанцию ДОЗа (деревообрабатывающего завода). Фаина Ивановна начала работать в качестве повара в ОРСе. Лучшими друзьями семейства Филатовых была семья Батуриных.

Сын Владислав после окончания школы поступил в суворовское училище и мечтал в дальнейшем стать военным. Позже Филатовы переехали в Ялуторовск, затем – в Алма-Ату. В этом городе Федор Михайлович был похоронен, а Фаина Ивановна переехала жить к дочери Валентине в Якутию. 

Сын солдата, Владислав Федорович Филатов, сейчас в отставке в звании подполковника, живет с семьей в Анапе. Он очень любит приезжать в наш поселок Луговской в гости, не забывая своих одноклассников. А Фаина Ивановна Филатова часто звонит Антонине Андреевне Батуриной, пишет письма. 

 

Нити памяти

Я расскажу вам историю о людях, чья жизнь не бурлила, как огненная лава, ведь они жили и любили в то нелегкое время, когда хлеб был деликатесом, а мальчишки мечтали не о карманном компьютере, а о собственной паре теплых валенок. Они жили в то время, когда люди умели любить искренне, чисто, нежно. И когда я слышу словосочетание «идеальная пара», я представляю именно их – супругов Наумовых. 

1946 год. Послевоенный город Орел. Разруха, голод и неустроенность. Но люди счастливы: ведь страшная война позади! Свою Верочку Михаил Наумов встретил именно здесь, в Орле. Невысокого роста, с аккуратной короткой стрижкой, серьезным, внимательным взглядом, девушка сразу обратила на себя внимание. 

Уроженка Орла Вера Самолысова после оккупации города в 1943 году ушла добровольцем на фронт. Есть на войне такие специальности, которые на первый взгляд незаметны, но без которых победить невозможно или очень трудно. К ним относится и фронтовая работа прожектористов. Казалось бы, что особенного в их работе? Пожалуй, ничего. Кроме мужества и героизма. Вера Ивановна вспоминала, что, будучи прожектористом, за годы войны она ни разу не сомкнула ночью глаз! А служила она на 3-м Украинском фронте, на охране особо важных объектов, оберегая их от налетов вражеской авиации. Вера Ивановна с боями дошла до Польши, и за это была отмечена медалью «За взятие Варшавы». За храбрость и мужество девушка также была награждена медалями «За взятие Берлина» и «За Победу над Германией». Затем был радостный день 9 Мая 1945 года. А в 1946 году Вера познакомилась с молодым человеком Михаилом Наумовым.

Славный город Тобольск тесно связан с историей Сибири и всего государства. А еще он славен героями, отважными солдатами. В их ряду по праву занимает место Михаил Александрович Наумов. Он был обычным городским подростком, еще только собирался заканчивать школу, когда в их дом постучала война. В семью принесли три повестки: отцу Александру Наумову и двум сыновьям – Михаилу и Андрею. Прибыв на фронт, молодой  выносливый девятнадцатилетний паренек проявил себя как бесстрашный, находчивый воин и получил звание старшего сержанта. А после окончания курсов был назначен писарем при штабе. Воевать пришлось в составе 1-го Украинского фронта с 1943 по 1945 год. Боевой путь Михаила Александровича Наумова отмечен медалью «За Победу над Германией».

Вера и Михаил поженились, началась счастливая жизнь советской семьи. В 1947 году родился первенец, которого назвали Виктором, в 1951 году появилась на свет дочь Людмила, а в 1952 году – сын Вячеслав. В 1963 году дружная семья Наумовых переехала жить на Север, в п. Луговской Ханты-Мансийского района. Михаил Александрович работал бухгалтером в совхозе «Ханты-Мансийский», затем его пригласили на работу в контору ДОКА (дерево­обрабатывающего комбината). Интеллигентный, вежливый, он всегда пользовался авторитетом у коллег. С 1977 по 1981 год супруги Наумовы работали в Луговском сельском совете в бухгалтерии. Семья держала подсобное хозяйство, занималась разведением кроликов, супруги умели шить шапки, унты. В 80-е годы ХХ века Наумовы переехали жить в Омскую область к дочери. 

Вера Ивановна и Михаил Александрович прожили вместе 43 года и дождались шестерых внуков и внучек, которых очень любили. Семья Наумовых служила многим примером и оставила о себе только добрую память и светлые воспоминания.

Людмила Пашкова, п. Луговской

 

Победа наших дедов

Нартымов Дмитрий Николаевич, мой прадедушка, прошел почти всю войну. Родился Дмитрий Николаевич 8 ноября 1914 года в с. Елизарово Ханты-Мансийского района в семье крестьянина-рыбака. Образование – четыре класса. Рано лишился родителей, приходилось много работать. В елизаровской почтово-телеграфной конторе выучился на монтера связи. С 1932 года работал в Ханты-Мансийске телеграфистом. В день, когда началась война, дедушка был на работе.

10 мая 1942 года он добровольцем ушел на фронт. Дмитрий Николаевич рассказывал: «Был патриотический порыв – на передовую, в действующую армию, бить фашиста. Воевали не за ордена, а за Родину.

Везли на пароходе в Омск. Попали в зенитно-артиллерийский полк. В июне перевезли в Москву. Появился новый прибор управления зенитным огнем, смонтированный на колесах, – учился на нем работать. Вскоре получил звание сержанта. Нас познакомили с приказом Сталина «Ни шагу назад». Вот так и пошли вперед. Выехали на фронт, получили новые пушки. Нас везли сразу под Сталинград. Уже был опыт работы по заградительному огню против немецких самолетов. Окопались под Сталинградом. Рядом «Катюши». Налетели фрицы с четырех сторон… Пушки стреляют, вокруг бомбежка, стрельба из разных калибров. Много тогда сбили самолетов.

Ночью начали артобстрел немцев. Помню ощущения – лежишь в траншее, а земля под тобой колышется.

И вот двинулись вперед. Пушки полуавтоматические, ящик с четырьмя снарядами весит 84 кг. Впереди несколько траншей, в двух первых – немцы и румыны, в третьей – эсесовцы. От реактивных снарядов «Катюш» все выгорело до земли.

От станции Калач пошли в наступление. Все три траншеи прорвали. Ночью пошли дальше. На 11-й день войска Сталинградского и Донского фронтов соединились. Прорвали фронт врага и двинулись вперед...»

За оборону Сталинграда Дмитрия Николаевича наградили медалью.

«...Повезли весь дивизион под Курск. Здесь прикрывали войска от авиации и били по танкам врага. Фрицы не прорвались. Однажды не вернулись три наших самолета. Слышим шум мотора, развернули пушки, приготовились – а это наши. Приземлились они у нашего дивизиона.

Курск взяли. Харьков тоже прикрывали огнем. Сбивали всякие немецкие самолеты: «мессершмитты», «юнкерсы», «фокке-вульфы», «хейнкели».

Дмитрий Николаевич являлся участником августовских боев за Харьков в составе войск 57-й армии. Именно в августе 1943 года Харьков был окончательно освобожден от немецко-фашистских захватчиков действиями 57-й армии Юго-Западного фронта, наносившей удар в обход Харькова с Юго-Запада.

Дмитрий Николаевич имеет благодарность от Верховного главнокомандующего И.В. Сталина за отличные боевые действия в боях за Харьков.

Дальше бои, в которых принимал участие дедушка, шли по всей Украине. Привезли их в Северный Донецк.

«Закопались в землю и получили приказ: по самолетам противника без команды не стрелять. Видели бойцы, как фашисты черпали воду из реки, а стрелять нельзя».

«А однажды был я, – рассказывал дедушка, – за наводчика и попал в раму немецкого самолета. Тот разломился на части. Упал на нейтральную зону, все летчики погибли.

Летел как-то По-2 с почтой. Налетели три «мессершмитта-110», но нашим дивизионом два самолета были сбиты.

Коварны были немцы. Летят самолеты со стороны солнца, ничего не видно, только звуки. А у нас приказ – не допустить противника до цели, помешать. Раньше бы огонь открыть, ведь радиус убойной силы снаряда невелик».

На батарее дедушка был командиром взвода. Условия жизни солдат были тяжелые. Зенитчики – всегда возле орудия, в траншее, в сырости. Бывало в затишье, ночью вытаскивали пушки на себе из холодной воды. Питание скудное, иногда по три дня не ели. Зимой, если рядом лошадь убитая, рубили мерзлое мясо и так ели. Когда было варить, жарить? Костер был бы мишенью для врага. А такое питание приводило к язве желудка. Дивизионный врач отправил в госпиталь – истощение организма. И вот впереди – полевой госпиталь, санитарный эшелон в Махачкалу, затем в Баку.

В Тбилиси дедушка попал в запасной учебный полк связи, был телеграфистом.

Сведения, которые мы собрали, основаны на рассказах самого дедушки, из составленной им автобиографии и газетных статей.

Милена Колмакова, с. Нялинское