Мы защищали южные рубежи нашей страны

Актуально
Шрифт

1 июля в России отметили памятную дату, которая не установлена официально, но с каждым годом становится все более известной – День ветеранов боевых действий. Это праздник всех, кто с оружием в руках отстаивал интересы Родины.

Об участии в войне в Афганистане газете «Наш район» рассказал житель поселка Горноправдинск Владимир.


– Меня призвали в Советскую армию в 1979 году в Старосамборском районе Львовской области, в десантно-штурмовую бригаду Прикарпатского военного округа. Однажды ночью нас подняли по тревоге, приказали убрать голубые погоны, пришить общевойсковые, выдали рюкзаки и отправили бегом на железнодорожный вокзал. В городе Мукачево сформировали сводный полк и поездом отправили в Республику Узбекистан. Это было всего спустя два месяца после того, как я принял присягу на верность Родине, мне было 18 лет.


На подъезде к городу в поезде отключили огни, мы остановились в тупиковой ветке, где нас ждали машины. Погрузились – и в пустыню. В пункте назначения уже были установлены военные палатки на 120 человек с двумя печками. Месяц находились там, а 16 февраля 1980 года перешли границу. Меня вначале назначили водителем минометной батареи, автомобиль ГАЗ-66. Переехали через Амударью и сутки ехали, пока все колонны не оказались в самом южном городе Узбекистана Термезе. Дальше пошли до афганского города Талукан, ставшего базой нашего батальона. Чуть позже нас распределили – кого на охрану военных советников, которые помогали руководству страны в управлении вооруженными силами Афганистана, часть на охрану моста, лагеря, остальные ушли в горы выполнять боевые задачи – окружение басмачей и зачистка кишлаков от бандформирований.


– Была ли у вас связь с родными?

– Продолжительное время у нас не было адресов, даже бумаги, чтобы писать, не было. Постепенно ситуация стала меняться, начали общаться с афганскими солдатами, жителями, которые на лету схватывали русские фразы и слова, они нам приносили почтовые конверты для отправки писем домой. Дали номер полевой почты.


– В чем заключались военные операции? Как на вас повлияло участие в афганской войне?

– Приезжали к кишлаку, в котором обосновались басмачи, создавали оцепление вокруг населенного пункта, а пехота шла на зачистку хижин.
Бандформирования постоянно устраивали засады на дорогах при нашем движении в колонне. Сделать это им было легко – наблюдатели, переодетые в гражданскую одежду, порой даже не скрываясь, следили за нами с возвышенностей вдоль дорог. Сидит мужчина ежедневно на одном камне и смотрит целый день на дорогу и проезжающие наши колонны.
По ночам информаторы использовали фонарики, чтобы сообщать о передвижении наших колонн, количестве транспорта. Также ночью проверяли нашу бдительность, привязывая фонарики к собакам, которые бегали вокруг наших позиций.
Однажды мы отвозили пищу для солдат. Когда возвращались, из стоявшего на краю дороги сгоревшего БМП бандиты открыли по нам стрельбу. Прапорщик крикнул, чтобы я давил на газ, а в кузове раздатчик пищи с еще одним молодым сержантом открыли ответный огонь. Все ребята молодые, было страшно, конечно. На большой скорости неслись до самой базы, а там наши приняли нас за бандитов, вовремя кто-то признал нас, закричали: «Это свои!» Повезло.
Прослужил я в Афганистане 22 месяца. Командиры у нас были хорошие, многие наравне с солдатами воевали, получали ранения, некоторые уже прошли через военные конфликты, в том числе во Вьетнаме. Первый командир батареи был грузин, получил тяжелое ранение, отправили в Союз на лечение. Второй приехал к нам после повышения в звании и переезда в Москву, погиб на боевом задании. Командиром полка был Игорь Пузанов, пользующийся большим авторитетом среди солдат – старался в первую очередь сберечь личный состав, заботился о каждом военнослужащем.
Вновь прибывших солдат мы обучали самостоятельно – вывозили в пустыню, где учили их тактике и стрельбе.
А свой опыт, так как мы были первыми в Афганистане, получали на практике.


– Как на вас повлияло участие в афганском конфликте?

– Многие сильно меняются на войне, я, например, вернулся уже не тем пацаном, которым уходил. Появляется забота к родным, родителям, совершенно другое отношение к старшим. До сих пор, когда слушаю военные песни, мелодии, например, «Прощание славянки», на глаза наворачиваются слезы. И что бы ни говорили после развала СССР, моя оценка той войны такая – мы защищали южные рубежи нашей Родины.
После службы в армии вернулся домой, женился. Работал на гипсовом заводе, жена – на заводе по производству сахара. На Север приехали в 1984 году, заработать для обустройства квартиры, да так и остались здесь. Приехали с дочкой, уже здесь родился сын, теперь у меня еще четверо внуков.


– Сейчас Россия ведет специальную военную операцию против нацистского режима в Киеве. Каково ваше отношение к происходящим событиям?

– Полностью согласен, что русский народ в Донбассе надо защищать. От бандеровщины, которая и раньше имела место в западной части Украины, а сейчас полностью взяла власть в Киеве. И те, кто говорит, что Россия напала на Украину, предпочитают умалчивать об Аллее ангелов и бомбежках Донбасса с 2014 года, о других ужасах фашистской агрессии, которые испытали на себе за восемь лет жители ДНР и ЛНР.


– Что вы можете пожелать нашим мобилизованным землякам в зоне СВО и тем, кто планирует идти служить по контракту?

– В первую очередь хочу обратиться ко всем, кто служил в армии, кто может сегодня вновь взять в руки оружие как контрактник. Пришло ваше время постоять за Отечество, от вас зависит будущее страны.
Нашим бойцам хочу сказать: не ленитесь, окапывайтесь хорошо, ухаживайте за техникой, оружием и снаряжением, не употребляйте спиртное – в бой нужно идти с трезвой, холодной головой. Сегодня безопасность границ России в ваших руках – несите службу достойно, берегите боевых товарищей и возвращайтесь домой с победой!


Записал Вениамин БАСКАНОВ