Сфера жилищно-коммунального хозяйства затрагивает интересы каждого гражданина Российской Федерации на любом этапе его жизни.
Учитывая социальную значимость и остроту проблем, связанных с деятельностью системы жилищно-коммунального хозяйства, органами прокуратуры на постоянной основе принимаются меры по повышению эффективности надзора за исполнением законодательства в данной сфере.
Жилищно-коммунальное хозяйство представляет особый комплекс отраслей экономики, создающий удобства и комфорта проживания гражданам, в том числе в предоставлении широкого спектра услуг.
В результате проводимых проверок прокурорами на постоянной основе выявляются многочисленные нарушения закона, в том числе влекущие уголовную ответственность.
Криминальные деяния в данной сфере имеют различный характер.
Анализ сложившейся практики показал, что правоохранительными органами автономного округа регистрируются такие преступления, как превышение и злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285, 286 УК РФ), мошенничество при получении выплат на функционирование работы жилищно-коммунального комплекса (ст. 159 УК РФ), растрата или присвоение вверенного имущества (ст. 160 УК РФ, незаконная предпринимательская деятельность (ст. 171 УК РФ), халатность (ст. 293 УК РФ), а также дача и получение взятки (ст. 290, 291 УК РФ).
Кроме того, исходя из особенностей отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами и органами власти, совершаемые преступления в сфере ЖКХ можно условно разделить на следующие группы:
— преступления, связанные с невыполнением и (или) некачественным выполнением работ, проводимых при реформировании жилищно-коммунального хозяйства;
— преступления, связанные с неправомерным использованием управляющими компаниями, товариществами собственников жилья (Далее – ТСЖ) денежных средств, полученных от потребителей в качестве оплаты жилищно-коммунальных услуг;
— преступления, сопряженные с невыплатой управляющими компаниями, ТСЖ задолженности ресурсноснабжающим организациям;
— преступления, связанные с незаконной передачей лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, имущества за совершение действий в интересах дающего или иных лиц, если указанные действия входят в служебные полномочия такого лиц (ст. 204 УК РФ – коммерческий подкуп), а также дача и получение взяток за совершение тех или иных действий в интересах взяткодателя (ст. 290, 291 УК РФ).
За совершение преступлений в сфере ЖКХ предусмотрена уголовная ответственность от штрафа до лишения свободы на срок до 15 лет.
При этом в каждом конкретном случае принимаются во внимание общественная опасность и тяжесть преступного посягательства, данные о личности виновного, размер причиненного ущерба и заглаживание вреда.
Так, правоохранительными органами на территории автономного округа возбуждено 25 уголовных дел о преступлениях в сфере ЖКХ, в суд направлено 7 дел.
Судами округа рассмотрено с вынесением итоговых судебных решений 3 уголовных дела в отношении 3 лиц. Осужденным назначено наказание в виде длительного лишения свободы (10 лет) с многомиллионным штрафом.
Назначение виновным лицам уголовного наказания не освобождает их от обязанности возместить причиненный преступлением ущерб. Установленный в указанном периоде ущерб на сумму более 5 млн рублей возмещен в полном объеме.
Уголовно-судебный отдел
прокуратуры Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры