В Ханты-Мансийском автономном округе завершился конкурс отдельных заданий № 1 технологического конкурса «Аэрологистика 2.0». В его рамках проходят демонстрационные дни, которые позволяют познакомиться с возможностями беспилотных авиационных систем заинтересованным сторонам.
В рамках конкурса команды разработчиков беспилотных воздушных судов (БВС) борются за призовой фонд в 35 миллионов рублей, демонстрируя свои решения для грузоперевозок в сложных климатических и географических условиях. «Аэрологистика 2.0» стала продолжением завершившегося в прошлом году технологического конкурса «Аэрологистика». Ханты-Мансийский автономный округ стал первым регионом, принимающим этот конкурс.
Один из демонстрационных дней прошёл 13 октября на Южно-Приобском месторождении, собрав на своей площадке представителей нефтегазовых компаний, сервисных и научных предприятий, государственных учреждений.

Технологические вызовы как точки роста
«В демонстрационный день мы рассказываем о конкурсе, технологических инструментах и участниках, чтобы заинтересованные организации, компании могли внедрить их в своей деятельности. То есть применить те решения, те технологии, которые продемонстрировали участники», – рассказала о задачах демомероприятия руководитель направления по трансферу технологических решений Фонда Национальной технологической инициативы Мария Сафронова.
В Югре также работает победитель «Аэрологистики 1.0» – АО «Научно-производственное предприятие «Радар ммс» из Санкт-Петербурга. С этого года компания на постоянной основе осваивает новые логистические маршруты в интересах крупнейших недропользователей страны. С 2022 года организация занимается беспилотными грузоперевозками в ЯНАО. Достижения компании смогли оценить участники демонстрационного дня.
В рамках конкурса отдельных заданий № 1 технологического конкурса «Аэрологистика 2.0» команда «Радар ммс» снова решила испытать свои силы в преодолении новых технологических барьеров отрасли беспилотной авиации. Организаторы конкурса «Аэрологистика 2.0» поставили перед участниками непростые задачи. В первую очередь, это автоматическая корректировка маршрута полёта беспилотника для уклонения от закрытых для полётов участков воздушного пространства, а также посадка беспилотного воздушного судна (БВС) на динамически назначаемые посадочные площадки. Как отмечают представители команды, сложно было не просто обойти внезапно возникающие препятствия, но и не выйти при этом за пределы строго обозначенного коридора маневрирования. Нарушение данного требования влекло за собой начисление штрафных баллов.

Еще одной сложностью было отсутствие внешнего пилота на точке посадки, расположенной более чем в 30 км от точки взлёта. В первой «Аэрологистике» дублирование наземных станций управления (НСУ) также не допускалось, однако расстояние между точками было меньше, и непрерывная связь с бортом обеспечивалась одной антенной и одной НСУ. И хотя самое трудное – двухдневные испытания в непростых погодных условиях, включающих в себя риск обледенения и прочие «прелести» сурового северного климата, – уже позади, нервное напряжение среди участников конкурса всё еще сохраняется, ведь впереди решение судейской коллегии и объявление победителей. «Радар ммс» тем временем продолжает плановые полёты в интересах своих заказчиков в Югре на беспилотном вертолёте ВТ-440, снова самом тяжелом среди всех конкурсантов.
Прикладную цель конкурса ранее подчеркнул и заместитель губернатора Югры, директор окружного департамента информационных технологий и цифрового развития Павел Ципорин: «Этот конкурс направлен на то, чтобы в практической плоскости определить, насколько беспилотники можно использовать на постоянной основе, чтобы были постоянные дронопорты, постоянные полёты с доставкой продуктов, медикаментов».

Югра – в авангарде беспилотников
Генеральный директор ООО «Оператор инфраструктуры БАС» Евгений Чепель рассказал на демомероприятии о беспилотных авиационных системах в Югре. Около 13% всех полётов беспилотников в России приходится на Ханты-Мансийский автономный округ. При этом интенсивность движения резко нарастает – плюс 26% по отношению к прошлому году. Из общего количества полётов 97-98% приходится на мониторинг, в том числе трубопроводов. Юрий Чепель отметил, что есть проблемы со связью, поэтому правительство Югры пошло на создание инфраструктуры управления беспилотными авиационными системами (БАС), которая позволяет наблюдать и передавать онлайн-наблюдения. Создана нормативная база, разработана рабочая проектная документация и сейчас на площади 15 тыс. кв. км в Ханты-Мансийском и Кондинском районах развернули приёмо-передающие устройства, которые позволяют передавать онлайн в том числе видеоинформацию.
Также в Югре будут созданы семь посадочных площадок в рамках федерального проекта. Органы регулирования воздушного движения оснащают эти зоны системой наблюдения, которая видит и БВС, и пилотируемые борты. На следующий год в бюджет заложена организация четырёх таких площадок.
«Инфраструктура управления беспилотными авиационными системами в Югре и программное обеспечение „Небосвод“ в ее составе позволяет в режиме реального времени отслеживать движение беспилотных летательных аппаратов и получать телеметрию при наличии прямого канала радиовидимости или передающего устройства на БВС. Важно, чтобы диспетчер обладал полной ситуационной осведомлённостью и мог координировать полёты в общей воздушной среде. Развёртывание таких решений снижает риски при одновременной работе разных авиационных систем и повышает безопасность эксплуатации гражданских БВС», – отметил Евгений Чепель.
Стать лучшими
К развитию беспилотных летательных систем в России пристальное внимание. Президент РФ Владимир Путин поставил задачу создать инфраструктуру и сервис в этом направлении, чтобы сделать страну лидером по беспилотникам. Достичь этого планируют в ближайшие пять лет. Губернатор Югры Руслан Кухарук подчёркивает, что разработки, представленные на конкурсе, становятся основой для развития беспилотных авиационных систем.
Отметим, испытания проходили на двух реальных маршрутах в Югре суммарной протяжённостью 68 км. Главная задача участников – доказать, что их комплексные технические решения способны обеспечить надежную, безопасную и эффективную доставку грузов с помощью БВС даже в условиях Севера. Среди испытаний конкурсантов, например, на маршруте доставить беспилотником детали для ремонта нефтяного оборудования или что-то другое крупногабаритное.
Мария Сафронова отметила, что внутренние итоги испытаний подведены, заседание жюри пройдёт в ноябре, после чего объявят результаты конкурса. Из 21-й поданной заявки на звание победителя претендуют четыре команды, представляющие ведущих производителей беспилотных авиационных систем.
Партнёрами Фонда поддержки проектов Национальной технологической инициативы в конкурсе отдельных заданий № 1 технологического конкурса «Аэрологистика 2.0» выступают Правительство Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и ООО «Газпромнефть-Снабжение». Субоператором Конкурса на территории Югры выступает ООО «Оператор инфраструктуры БАС»
 
																						 
														 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    