В Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» предусмотрена возможность привлечения к ответственности за совершение коррупционных нарушений как физических, так и юридических лиц.
Среди видов ответственности физических лиц выделяют:
‒ уголовную ответственность;
‒ административную ответственность;
‒ гражданско-правовую ответственность;
‒ дисциплинарную ответственность.
Уголовная ответственность для физических лиц предусмотрена за получение или дачу взятки, посредничество во взяточничестве, коммерческий подкуп и посредничество в нем, то есть преступления, предусмотренные соответственно статьями 290, 291, 291.1, 204, 204.1 Уголовного кодекса РФ. Данные преступления сопряжены с прямой корыстной заинтересованностью, являются наиболее грубыми и поэтому за их совершение предусмотрена самая строгая ответственность до 15 лет лишения свободы. К разряду коррупционных (при наличии корыстной составляющей) можно отнести злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ), а также мошенничество (ст. 159 УК РФ), присвоение или растрату (ст. 160 УК РФ) и ряд иных преступлений, если они совершены должностным лицом в целях наживы и обогащения.
Следует отметить, что лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о даче взятки.
Административная ответственность за коррупционные правонарушения для физических лиц установлена статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Эта норма предусматривает наказание за привлечение к трудовой деятельности либо выполнению работ (оказанию услуг) государственного или муниципального служащего и неуведомление об этом бывшего работодателя в установленный срок.
При наличии коррупционной составляющей в иных сферах, например закупок для государственных или муниципальных нужд, административная ответственность может устанавливаться и другими нормами.
Гражданско-правовая ответственность за коррупционные нарушения направлена прежде всего на устранение материальных последствий, нанесенных актом коррупции. Лица, которым причинен ущерб в результате какого-либо коррупционного деяния вправе инициировать взыскание данного ущерба с его причинителей.
К примеру, гражданское законодательство предусматривает ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами.
В соответствии со статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки и вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.
При этом, статья 1081 ГК РФ допускает возможность регрессного требования публично-правового образования, возместившего вред, к причинившему данный вред лицу.
В случае причинения коррупционным действием (бездействием) ущерба государству либо муниципальному образованию, на основании статьи 1064 ГК РФ его взыскание возможно непосредственно с причинителя вреда.
Дисциплинарная ответственность за совершение коррупционных правонарушений заключается в возможности привлечения служащих к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них трудовых обязанностей.
По общему правилу, исходя из положений статей 22 и 192 Трудового кодекса Российской Федерации к работникам возможно применение следующих дисциплинарных взысканий:
‒ замечание;
‒ выговор;
‒ увольнение по соответствующим основаниям.
Отдельным подвидом рассматриваемой ответственности является увольнение (освобождение от должности) лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, а также ряда иных должностных лиц в связи с утратой доверия.
К примеру, статьей 59.2 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определено, что гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случаях непринятия мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, непредставления либо представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, осуществления предпринимательской деятельности и иных.
Информация подготовлена в соответствии с планом работы прокуратуры Югры по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению