9 февраля 2023 года исполнилось 100 лет со дня основания гражданской авиации России, которая сегодня играет ключевую роль в жизни страны, способствует росту ее экономики. Авиасообщение имеет важное значение и для нашего района, большинство населенных пунктов которого являются труднодоступными. За прошлый год воздушным транспортом на территории муниципалитета
было перевезено 4 135 пассажиров.
9 февраля 1923 года в СССР учредили новую структуру, получившую название Совет по гражданской авиации. В этот день в Советском Союзе официально появился воздушный флот, а памятная дата навсегда закрепилась в истории российской авиации.
Родоначальником современных пассажирских самолетов в России стал биплан «Илья Муромец», сконструированный из дерева. Это первое в мире воздушное судно с электрическим освещением, отоплением, комнатой для сна и туалетом.
В 1923 году появилось Российское общество добровольного воздушного флота «Добролет». Это первая авиакомпания страны и предшественник «Аэрофлота». Первым маршрутом, которым могли полететь пассажиры, стала линия Москва – Нижний Новгород протяженностью 420 километров, путь занимал семь часов. Спустя шесть лет советская авиация совершила огромный прорыв. Новый отечественный самолет АНТ-4 «Страна Советов» сумел пересечь океан и добраться до США. Пассажирское судно могло вместить до девяти человек.
В целях пропаганды и сбора средств для авиационного строительства в марте 1923 года было создано Общество друзей воздушного флота СССР. На вырученные от населения средства строились самолеты, которые затем передавались Красной армии и Российскому обществу добровольного воздушного флота.
Общества друзей воздушного флота имелись в республиках, областях и районах.
В фондах Государственного архива Югры сохранились документы о деятельности по сбору добровольных пожертвований на постройку воздушного флота. Согласно сохранившимся подписным листам пожертвования принимались не только в виде денежных средств, но и в виде сырья: «Кузнецов Василий М. – 1 пуд щук, Айпин Семен – 1 пуд сухих чебаков… Локосовский В.И.К. – 10 белок».
В 1931 году на Ходынском поле был открыт первый в Советском Союзе пассажирский аэровокзал, а гражданская авиация стала называться «Аэрофлот». Ровно через десять лет открылся международный аэропорт Внуково.
В годы Великой Отечественной войны летчики «Аэрофлота» выполняли особо важные полеты к линии фронта, в тыл врага и за границу. После войны воздушное сообщение стало активно расширяться.
В 1956 году на линии «Аэрофлота» вышел первый в мире реактивный пассажирский самолет Ту-104. В конце 1950-х годов начал регулярные полеты самый большой в то время турбовинтовой лайнер Ту-114, который позже был заменен на дальних трассах самолетом Ил-62.
Активно развивалось вертолетостроение. Знакомый многим югорчанам Ми-8 и его модификации – самый массовый вертолет в истории авиации.
Авиаторы были надежными помощниками геологов в освоении Западной Сибири, внесли огромный вклад в развитие Югры. Сегодня в регионе ежедневно на небесные линии выходят 21 самолет и 15 вертолетов. В авиационной отрасли округа работают 4,5 тысячи человек.
При подготовке использованы материалы rostransnadzor.gov.ru, pobedarf.ru, gahmao.ru