Осторожно: мошенники!

Самозащита
Шрифт

О новых видах мошенничества и действиях по защите от них.

Телефонное мошенничество

Цель мошенников – заставить граждан передать свои денежные средства «добровольно». Они хорошо знают психологию людей и используют следующие мотивы: беспокойство за близких и знакомых, беспокойство за свой телефонный номер, счет в банке или кредитную карту, любопытство – желание получить доступ к SMS и звонкам других людей.

Ситуация 1. Вам от имени оператора приходит SMS-сообщение с текстом о поступлении на ваш счет определенного количества средств. Пока вы задаетесь вопросами, как и откуда могли прийти деньги, приходит другое SMS-сообщение с текстом, что деньги внесли на ваш счет по ошибке, и просят вернуть такую же сумму на «правильный» абонентский номер. Либо человек, «ошибочно положивший вам деньги на телефон», звонит лично и вежливо, но весьма настойчиво просит вернуть средства. Многие попадаются на этот обман, потому как суммы здесь фигурируют небольшие.

Как поступать в такой ситуации.

Проверьте баланс счета, чтобы удостовериться, что он был пополнен на названную  незнакомым человеком сумму.

Ситуация 2. Вам приходит SMS с просьбой перезвонить на указанный номер мобильного телефона. Просьба может быть обоснована любой причиной – помощь другу, изменение тарифов связи, проблемы со связью и так далее. После того как вы перезваниваете, вас долго держат на линии. Когда это надоедает, вы отключаетесь – и оказывается, что с вашего счета списаны крупные суммы.

Другие варианты этого вида мошенничества выглядят так. Абоненту приходит SMS-сообщение, содержащее объявление с предложением стабильной работы с высокой зарплатой. Для получения информации о работе предлагается отправить SMS или позвонить на короткий номер (повышенная стоимость SMS или платный автоответчик!).

Приходит SMS, что вы подписаны на какую-то услугу (получение прогноза погоды и т. п.) несколько дней бесплатно. Чтобы отключиться, нужно набрать сообщение STOP на такой-то четырехзначный номер. Если отправите SMS, то денег на счету заметно поубавится.

Как поступать в такой ситуации.

Единственный способ обезопасить себя в этой ситуации – не звонить по незнакомым номерам и не отправлять SMS.

Ситуация 3. Мошенники рассылают владельцам мобильных устройств сообщения с предложением загрузить «открытку», «подарок» и

т. п., перейдя по интернет-ссылке. При переходе по ссылке со счета списывается часть денег или в телефон загружается вирус, который проникает в программное обеспечение телефона и, используя сотовую связь, а именно абонентский номер, который привязан к банковской карте (услуга «Мобильный банк»), происходит списание денежных средств со счета банковской карты. Злоумышленник получает полный доступ к «Мобильному банку» потерпевшего, при этом СМС-сообщения о списании денежных средств не всегда поступают на телефон потерпевшего.

Как поступать в такой ситуации.

Не открывайте вложенные файлы, не переходите по ссылкам.

Ситуация 4. Вам поступает звонок либо приходит SMS-сообщение якобы от сотрудника службы техподдержки вашего оператора мобильной связи. Обоснования этого звонка или SMS могут быть разными: предложение подключить новую эксклюзивную услугу; для перерегистрации во избежание отключения связи из-за технического сбоя; для улучшения связи; для защиты от спам-рассылки; предложение принять участие в акции от сотового оператора. Вам предлагается набрать под диктовку код или сообщение SMS, которое подключит новую услугу, улучшит качество связи и т. п. На самом деле код, который вам предложат отправить, является комбинацией для осуществления мобильного перевода денежных средств со счета абонента на счет злоумышленников.

Как поступать в такой ситуации.

Критически относитесь к таким сообщениям и не спешите выполнить то, о чем просят. Лучше позвоните в сервисную службу своего оператора связи, сообщите о пришедшей на ваш телефон информации и узнайте, какая сумма спишется с вашего счета при отправке SMS или звонке на указанный номер.

Ситуация 5. Абонент получает на мобильный телефон SMS-сообщение с неизвестного телефона примерно следующего содержания: «У меня проблемы, кинь 900 рублей на этот номер. Мне не звони, перезвоню сам». Нередко добавляется обращение «мама», «друг» или другие.

Как поступать в такой ситуации.

Не реагировать на СМС с незнакомых номеров о материальной помощи. Постарайтесь связаться со знакомым по известному вам номеру и уточнить, есть ли у него проблемы с отключением телефона.

 

Мошенничество с банковскими картами

Простота использования банковских карт оставляет множество лазеек для мошенников. Например, вам приходит сообщение с текстом: «обслуживание вышей банковской карты заблокировано, за подробной информацией обращайтесь по телефону...». После того как граждане перезванивают на указанные номера, мошенники представляются сотрудниками банков, «в котором у вас открыт счет», и, используя определенную терминологию, сообщают, что в целях исключения блокировки банковской карты и других нежелательных действий необходимо немедленно протестировать карту через банковский терминал и произвести ее активацию. При выполнении дальнейших указаний злоумышленников с банковских карт граждан списываются значительные денежные суммы.

Происходит следующее: выполняя указания мошенников, сами не замечая, вы сообщаете злоумышленникам реквизиты своей банковской карты (цифры на лицевой и оборотной стороне, срок действия и даже ПИН-код), в результате они получают доступ к вашему счету.

Разновидностью указанного способа мошенничества является также рассылка SMS-сообщений с информацией о снятии денежных средств и указанием номера телефона для справок.

Как поступать в такой ситуации.

Не торопитесь сообщать реквизиты вашей карты, ни одна организация, включая банк, не вправе требовать ваш ПИН-код! Банки и платежные системы никогда не присылают писем и не звонят на телефоны граждан с просьбой предоставить свои персональные данные.

Помните: без вашего согласия карту никто и никогда не может заблокировать, а чтобы устранить любую банковскую неполадку, вам лично нужно присутствовать в банке, а не перечислять деньги на чужие счета и номера сотовых телефонов.

Для того чтобы проверить поступившую информацию о блокировании карты, необходимо позвонить в клиентскую службу поддержки банка. Скорее всего вам ответят, что никаких сбоев на сервере не происходило, а ваша карта продолжает обслуживаться банком.

Полицейские просят граждан быть более бдительными и осторожными при продаже и покупке товара посредством сети Интернет.

Информация о мерах безо­пасности публикуется на таких популярных сайтах, как «Авито» и «Дром.ру».

Прислушайтесь к советам профессионалов! И помните: для перевода денежных средств с карты на карту достаточно назвать номер банковской карты, указанный на лицевой стороне. Храните втайне от посторонних лиц ПИН-код вашей карты, ее номер на обратной стороне и ни в коем случае не сообщайте четырехзначный код, присылаемый мошенниками в тексте СМС.