О тарифах и порядке расчета платы за коммунальные услуги, общественном и государственном контроле

Дела коммунальные
Шрифт

Информация по вопросам ценообразования, формирования тарифов и порядка расчета платы за коммунальные услуги и услуги, касающиеся обслуживания жилищного фонда, и причинах ее роста в 2020 году.

Региональная служба по тарифам Югры в соответствии с полномочиями, утвержденными постановлением правительства округа от 14.04.2012 № 137-п, устанавливает тарифы на товары (услуги) в сферах: тепло-, водоснабжения, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, осуществляет контроль за правильностью применения тарифов при расчетах с потребителями услуг.
Формирование тарифов на коммунальные услуги, по которым потребители рассчитываются с поставщиками коммунальных услуг, производится РСТ Югры исходя из необходимых экономически обоснованных в соответствии с требованиями законодательства расходов на топливо, материалы, электроэнергию, амортизацию, ремонт и техническое обслуживание производственного оборудования, оплату труда работников и прочие цели, отнесенные на соответствующий полезный отпуск услуги.
Величина и уровень роста тарифов определяются сложившейся коммунальной инфраструктурой, эффективностью хозяйственной деятельности организаций.
Ежегодное увеличение тарифов на коммунальные услуги обусловлено ростом тарифов на продукцию естественных монополий (газ, электроэнергию), уровнем прогнозной инфляции.
Для информирования граждан на официальном сайте РСТ Югры – www.rst.admhmao.ru размещена информация:
об установленных РСТ Югры тарифах на коммунальные услуги: баннер «База тарифных решений РСТ Югры» (расположен в нижней части главной страницы сайта, переход осуществляется по стрелке), раздел «Документы» подраздел «Цены, тарифы»;
о принятых РСТ Югры приказах: раздел «Документы» подраздел «Приказы службы»;
о законодательстве, которым руководствуется РСТ Югры при регулировании тарифов: раздел «Документы» подраздел «Законодательство».
Повышение тарифов в Югре сопровождается социальной защитой граждан с низким уровнем доходов.
В соответствии с законом Югры от 06.07.2005 № 57-оз «О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» граждане, чьи расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг превышают величину максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, имеют право на получение субсидии.
Для получения разъяснений и предоставления субсидий по оплате за жилищные и коммунальные услуги необходимо обращаться в Управление социальной защиты населения по месту жительства.
Очередное изменение тарифов и платы граждан за коммунальные услуги на территории Югры произойдет с 1 июля 2020 года, при этом новые значения в платежках мы увидим в августе.
В соответствии с Жилищным кодексом РФ размер платы за коммунальные услуги, включающей плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами, рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов) и тарифов на коммунальные услуги, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ (см. иллюстрация-схема к статье).
Информационный инструмент «Калькулятор коммунальных платежей для граждан», позволяющий самостоятельно произвести примерный расчет платы за коммунальные услуги и оценить соответствие роста размера платы за коммунальные услуги установленным ограничениям, размещен на официальном сайте РСТ Югры.
Начиная с 2014 года Правительством РФ рост совокупной платы граждан за коммунальные услуги ограничен индексами, которые устанавливаются ежегодно.
С учетом установленных распоряжениями Правительства от 29.10.2019 № 2556-р и от 15.11.2018 № 2490-р ограничений, постановлением губернатора Югры от 14.12.2018 № 127 «О предельных (максимальных) индексах изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Югры на 2019–2023 годы» для каждого муниципального образования автономного округа на 2020 год утверждены максимальные индексы роста платы граждан за коммунальные услуги:
с 1 января (к декабрю 2019 года) – 0%;
с 1 июля (к декабрю 2019 года) – от 3,6% до 12% (свыше 5,6% по решениям представительных органов муниципальных образований, принятых по основаниям, предусмотренным подпунктами «а» и «д» пункта 46 постановления Правительства РФ № 400, в целях реализации Программы комплексного развития и соблюдения долгосрочных тарифов и (или) долгосрочных параметров регулирования тарифов, установленных в рамках заключенных концессионных соглашений).
Таким образом, в платежках с июля 2020 года рост платы за коммунальные услуги не должен быть выше установленного постановлением губернатора Югры предельного индекса по сравнению с декабрем 2019 года.
Для того чтобы самостоятельно сравнить рост платы за коммунальные услуги в июле с установленным пределом, необходимо:
1) сложить стоимость коммунальных услуг (холодная вода, горячая вода, водоотведение, газ, тепло, электричество, обращение с твердыми коммунальными отходами) из платежки за декабрь 2019 года,
2) определить стоимость коммунальных услуг за июль 2020 года в сопоставимых условиях:
а) найти используемый в расчете объем коммунальной услуги:
если плата за услугу рассчитывается по нормативу, то перемножить норматив (с учетом понижающего коэффициента при наличии) на показатель, к которому применяется норматив (например, если плата за холодную воду рассчитывается по нормативу 3,901 м3 на 1 человека в месяц, то при 2-х проживающих объем холодной воды = 3,901 * 2 = 7,802 м3);
если плата за услугу рассчитывается по прибору учета, то в расчете необходимо применять объем декабря 2019 года;
б) найти стоимость каждой коммунальной услуги, перемножив найденный согласно пункту «а)» объем на тариф из платежки за июль 2020 года;
3) рассчитать изменение совокупной платы за коммунальные услуги в процентах, поделив получившуюся плату за июль 2020 года на аналогичный показатель за декабрь 2019 года, далее умножить на 100 и вычесть 100.
Получившийся показатель и будет фактическим изменением платы за коммунальные услуги по вашей квартире, который сравнивается с установленным постановлением губернатора Югры предельным индексом по вашему муниципальному образованию.
При этом если вы проживаете в многоквартирном доме, в котором выбран способ управления непосредственное управление или способ управления не выбран или не реализован, в соответствии со статьей 154 раздела VII Жилищного кодекса РФ от 29.12.2004 № 188-ФЗ в расчете индекса роста платы за коммунальные ресурсы учитывается плата за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, водоотведение, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, в остальных случаях в расчет платы указанные затраты не включаются (см. иллюстрация к статье – Пример расчета).
Постановлением губернатора Югры при изменении размера платы за коммунальные услуги необходимо обратиться в свою управляющую компанию либо ТСЖ за разъяснениями.
В структуру платежного документа, помимо коммунальных услуг, которые регулируются государством, входят плата за содержание жилого помещения (включающая в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод, в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме) и взнос на капитальный ремонт.
При этом плата за содержание жилого помещения не регулируется государством, ее размер определяется собственниками жилых помещений при выборе способа управления многоквартирным домом (непосредственный способ управления, ТСЖ, ЖКС, либо с привлечением управляющих компаний), либо в договоре управления домом. Размер платы за содержание жилого помещения следует уточнять в своей управляющей компании.
Контроль за правильностью определения размера и внесения платы за коммунальные услуги граждан осуществляет служба жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, сайт: www.jsn.admhmao.ru.
Информация о реализации общественного и государственного контроля за ростом платы на коммунальные услуги на территории автономного округа размещена на сайте РСТ Югры (www.rst.admhmao.ru) в разделе «Для граждан».

О реализации общественного и государственного контроля над ростом платы за коммунальные услуги.
В соответствии с Жилищным кодексом РФ размер платы за коммунальные услуги, включающей плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами, рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), и тарифов на коммунальные услуги, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Изменение тарифов для населения происходит один раз в год с 1 июля и ограничено индексами роста платы граждан за коммунальные услуги, устанавливаемыми Правительством РФ и губернатором автономного округа.
Формирование тарифов, РСТ Югры осуществляется исходя из необходимых на расчетный период расходов на топливо, материалы, электро­энергию, амортизацию, ремонт и техническое обслуживание производственного оборудования, оплату труда работников
и прочие цели, отнесенные на соответствующий полезный отпуск услуги. При этом в составе тарифов учитываются только экономически обоснованные расходы, подтвержденные документами в соответствии
с требованиями действующего законодательства.
Ежегодное увеличение тарифов на регулируемые услуги обусловлено ростом тарифов на продукцию естественных монополий (газ, электроэнергия), уровнем прогнозной инфляции, поэтапным доведением заработной платы до уровня оплаты труда, установленного отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации, реализацией производственных программ, программ комплексного развития муниципальных образований, заключенных концессионных соглашений, утвержденных в установленном порядке инвестиционных программ.
Отсутствие роста тарифов на коммунальные услуги при предусмотренном федеральным законодательством росте его составляющих, приведет к убыточной деятельности производителей коммунальных услуг, а также к снижению качества и надежности оказания коммунальных услуг, что недопустимо в условиях Севера.
При этом начиная с 2014 года Правительством РФ введен механизм сдерживания роста тарифов на коммунальные услуги для населения в виде индексов роста совокупной платы граждан за коммунальные услуги, которые устанавливаются ежегодно.
С учетом ограничений, установленных распоряжениями Правительства Российской Федерации от 29.10.2019 № 2556-р и от 15.11.2018 № 2490-р, постановлением губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 14.12.2018 № 127 «О предельных (максимальных) индексах изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Югры на 2019–2023 годы» для каждого муниципального образования автономного округа на 2020 год утверждены максимальные индексы роста платы граждан за коммунальные услуги:
(к декабрю 2019 года)
с 1 января – 0%;
с 1 июля – от 3,6% до 12% (свыше 5,6% по решениям представительных органов муниципальных образований, принятых по основаниям, предусмотренным подпунктами «а» и «д» пункта 46 постановления Правительства РФ
№ 400, в целях реализации Программы комплексного развития и соблюдения долгосрочных тарифов и (или) долгосрочных параметров регулирования тарифов, установленных в рамках заключенных концессионных соглашений).
Увеличение платы за коммунальные услуги на 2020 год согласно оценке, проведенной на основании приказа Министерства регионального развития РФ от 23.08.2010 № 378 «Об утверждении методических указаний по расчету предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги», является доступным для населения автономного округа. В среднем по автономному округу показатель отношения стоимости коммунальных услуг к среднедушевому доходу составляет 4,4% и не превышает значение критерия доступности 8,6%.
Учитывая специфику формирования платы за коммунальные услуги, контроль в отношении ее составляющих в соответствии с утвержденными полномочиями осуществляют органы исполнительной власти автономного округа:
1) Служба жилищного и строительного надзора Югры осуществляет контроль за правильностью определения размера и внесения платы граждан за коммунальные услуги, официальный сайт – www.jsn.admhmao.ru;
2) РСТ Югры осуществляет контроль за правильностью применения регулируемыми организациями установленных РСТ Югры тарифов при расчетах с потребителями данных услуг.
Информация об установленных РСТ Югры тарифах на коммунальные услуги размещена на официальном сайте РСТ Югры – www.rst.admhmao.ru, баннер «База тарифных решений РСТ Югры» (расположен в нижней части главной страницы сайта, переход осуществляется по стрелке), раздел «Документы» подраздел «Приказы службы» / «Электроэнергетика», «Газовая отрасль», «Теплоэнергетика», «Водоснабжение и водоотведение», «Обращения с твердыми коммунальными отходами».
Применяемые при расчете платы нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются приказами департамента жилищно-коммунального комплекса и энергетики Югры, за исключением нормативов накопления на твердые коммунальные отходы, которые устанавливаются органами местного самоуправления.
В связи с тем, что применение нормативов потребления коммунальных услуг по отдельным степеням благоустройства (наборам коммунальных услуг) приводит к увеличению платы выше размеров установленных предельных индексов, к нормативам потребления коммунальных услуг применяются понижающие коэффициенты, утвержденные приказами депжкк и энергетики Югры. Информация о нормативах потребления коммунальных услуг и понижающих коэффициентах размещена на официальном сайте депжкк и энергетики Югры – www.depjkke.admhmao.ru в разделе «Документы».
Общественный и государственный контроль за ростом платы на коммунальные услуги на территории автономного округа реализован посредством следующих механизмов:
общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов РСТ Югры, касающихся тарифов, на официальном сайте РСТ Югры (www.rst.admhmao.ru) в разделе «Документы», подразделе «Общественная экспертиза», а также на интерактивном сервисе «Общественная экспертиза»;
участия представителей общественности, прокуратуры и федеральной антимонопольной службы на заседаниях правления РСТ Югры при рассмотрении вопросов, касающихся тарифов на коммунальные услуги;
рассмотрения РСТ Югры обращений граждан в части роста платы за коммунальные услуги, по результатам рассмотрения фактов превышения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги не выявлено (с января по май 2020 года рассмотрено 51 обращение граждан, в том числе касающееся коммунальных услуг);
рассмотрения на заседании правительства Югры с участием глав и исполнительных органов муниципальных образований, представителей общественности, в том числе муниципальных образований плана мероприятий по недопущению необоснованного роста платежей граждан за коммунальные услуги и услуги, касающиеся обслуживания жилищного фонда в автономном округе на 2020 год.
Нарушение нормы законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) является административным правонарушением, предусмотренным ч. 1 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и влечет за собой наказание в виде административного штрафа.
В целях недопущения необоснованного роста платежей граждан за коммунальные услуги и услуги, касающиеся обслуживания жилищного фонда, в автономном округе принято распоряжение правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 06.12.2019
№ 668-рп «Об одобрении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2020–2023 годы и утверждении плана мероприятий по недопущению необоснованного роста платежей граждан за коммунальные услуги и услуги, касающиеся обслуживания жилищного фонда, в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2020 год», которым утвержден План мероприятий по недопущению необоснованного роста платежей граждан за коммунальные услуги и услуги, касающиеся обслуживания жилищного фонда, в Югре на 2020 год.
Во исполнение указанного плана РСТ Югры осуществляет мониторинг применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях автономного округа, результаты которого размещаются на официальном сайте РСТ Югры (www.rst.admhmao.ru) в разделе «Для граждан», подразделе «Плата граждан за коммунальные услуги», блоке «Мониторинг изменения платы граждан за коммунальные услуги».
Согласно представленной муниципальными образованиями информации с января по май (включительно) текущего года превышения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, установленных на 2020 год постановлением губернатора Югры, не выявлено.
Кроме того, на официальном сайте РСТ Югры (www.rst.admhmao.ru) размещен информационный инструмент, позволяющий гражданам обеспечить онлайн-проверку соответствия роста размера платы за коммунальные услуги установленным ограничениям.