Адекватный ответ на вызовы времени

Власть и общество
Шрифт

Региональные эксперты прокомментировали доклад ассоциации «Независимый общественный мониторинг» по вопросу легитимации изменений в Конституцию страны.

В официальном сообщении ассоциации подчеркивается: информационно-аналитический доклад отвечает на вопрос о значении общероссийского голосования как источника легитимации поправок в Конституцию страны.
По словам директора юридического института Югорского государственного университета, регионального эксперта ассоциации «Независимый общественный мониторинг» Станислава Розенко, в докладе четко констатируется, что общероссийское голосование – это ключевая процедура легитимации изменений в Конституцию Российской Федерации. Основной закон государства содержит базовые ценности и принципы построения государства и общества. Конституция может и должна изменяться с учетом принципиального запроса общества на их развитие. Действующая Конституция была принята в 1993 году.
За 27 лет существенно изменились и общество, и государство. Поэтому важно, чтобы в Конституции были заложены ориентиры на последующее развитие прежде всего в социальной сфере.
«Проанализировав доклад НОМа, можно сделать следующие выводы. Процедура общероссийского голосования может расцениваться как законодательная новелла. При этом у нас есть важный исторический прецедент. 12 декабря 1993 года состоялось всенародное голосование по принятию Конституции. Конституционный суд РФ однозначно определил общероссийское голосование как особую форму непосредственного народного волеизъявления, к которой конституционный законодатель, руководствуясь принципом народовластия, установленным в Конституции, в целях легитимации своего решения был вправе обратиться для принятия поправок. Законодательное закрепление особого статуса вступления поправок в Конституцию в силу –
только при их одобрении на общероссийском голосовании. Это свидетельствует о наличии демократического механизма волеизъявления как фактора легитимации принятия поправок», – отметил региональный эксперт ассоциации НОМ.
Станислав Розенко добавил, что поправки в Конституцию стали результатом серьезного общественного обсуждения на федеральном уровне, на уровне регионов, отдельных муниципалитетов. Законодательно закрепленные процедуры общероссийского голосования,
в том числе организация общественного наблюдения, являются «разумно достаточными для обеспечения контроля хода голосования».
«В докладе ассоциации отражена существенная роль общественного наблюдения.
Я уверена, что опыт, который получили общественные наблюдатели Югры на президентских выборах в 2018 году, будет максимально полезен. У нас единая цель – чтобы общенародное голосование было максимально прозрачным, понятным, ни у кого не возникло сомнений в его легитимности. Мы формируем большой корпус общественных наблюдателей», – сказала председатель Общественной палаты Югры Ирина Максимова.
Политолог Ильи Верховский, анализируя доклад ассоциации, подчеркнул, что Конституция 1993 года – основной закон, по которому страна живет в настоящий момент, создавалась в сложнейшей политико-исторической ситуации.
«Доклад НОМа подтверждает мысль большинства экспертов о том, что с принятия Конституции 1993 года прошла целая эпоха, и сегодня у граждан присутствует осознание своей миссии, своего места в истории и мировой политике. В связи с этим основные дискуссионные темы поправок –
упоминание о Боге, русском народе, русском языке и культуре как объединяющих всех нас константах, о традиционных ценностях, семье как союзе мужчины и женщины, смещении акцентов в полномочиях Президента России – это абсолютно адекватный ответ на вызов времен», – прокомментировал Илья Верховский.

Доступность медицины и личная ответственность
Качественная медицинская помощь должна быть доступна в любом уголке страны.
Поправки в Конституцию РФ закрепляют право человека на получение доступной и качественной медицинской помощи вне зависимости от того места, где живет гражданин России.
Исходя из дополнений Основного закона, в ведении Российской Федерации и регионов страны находятся координация всех вопросов здравоохранения, сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни, формирование культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью. При этом органы местного самоуправления обеспечивают в пределах своей компетенции доступность медицинской помощи.
«Анализируя поправки, можно смело сказать, что если органы власти не обеспечат людям достойное лечение, это будет восприниматься как нарушение Конституции. Статьи о доступной и качественной медицине прямо говорят о том, что помощь должна быть реальной, конкретной. Учитывая последние события, на врачей ложится огромная ответственность, они – главные творцы побед над болезнью. При этом и граждане не должны забывать о том, что к своему здоровью, здоровью детей необходимо относится бережно», – подчеркнул председатель Няганской городской организации Профсоюза работников здравоохранения РФ Андрей Мисюра.