О приоритетах развития сферы образования

Главное
Шрифт

Губернатор Югры Наталья Комарова 29 августа приняла участие во втором съезде педагогических работников автономного округа. Обращаясь к педагогам, глава региона отметила, что материалы съезда свидетельствуют о том, что незаменимые звенья образовательного процесса – учителя и педагогические работники, школьники и студенты – готовы к новому учебному году.

Говоря о базе, которая сложилась в регионе в преддверии 1 сентября 2017 года, Наталья Комарова отметила, что по результатам последнего социологического опроса удовлетворенность жителей региона качеством дошкольного образования выросла с 70 до 75%, общего – с 71 до 74%. «На такое настроение югорчан повлияли реализованные проекты по строительству детских садов. Построено 124 детских сада на 22 тысячи мест. Дети в возрасте от 3 до 7 лет имеют возможность получать дошкольное образование. Растет число малышей в возрасте до 3-х лет, посещающих детские сады», – сказала губернатор Югры.  

В то же время, по ее словам, основная строительная и организационная активность смещается к общему образованию. «Перед нами стоит стратегическая задача по вводу новых школ и модернизации действующих, так, чтобы к 2025 году все школьники Югры могли учиться в одну смену в современных и хорошо оснащенных зданиях. Решение этой задачи потребует консолидации всех доступных ресурсов и сил», – обратилась к работникам отрасли Наталья Комарова и поставила задачи по повышению качества управленческих процессов в системе образования.

Первое. Цифровые технологии. Информатизация образовательной среды – одно из ключевых направлений национальной программы «Цифровая экономика». Глава региона напомнила, что в округе запускается уникальный проект по интеграции традиционного и цифрового образования посредством внедрения единой цифровой образовательной платформы. «Применение цифрового инструментария должно обеспечить новый уровень организации образовательного процесса, способствовать расширению вариативности образовательных программ, ранней и успешной профессиональной ориентации студентов и школьников», – сказала она. 

Второе. Движение навстречу образования и рынка труда, теории и практики. В этом плане, по мнению губернатора, основная работа должна быть сосредоточена на линии развития инженерного образования, в том числе в виде прикладного бакалавриата, с учетом принципов дуального обучения: «Образование должно отвечать на запрос промышленных организаций. Катализатором этой работы должно стать развитие системы дополнительного образования, расширение сети детских технопарков до 6 кванториумов к концу будущего года. При этом не менее 75% детей должны быть охвачены программами дополнительного образования. Ориентированный на практику подход приносит результаты. Упомяну о призовых местах наших студентов в 7 компетенциях движения «Волд Скиллс Россия». Подчеркну важность решений по гарантиям получения выпускниками работы», – пояснила Наталья Комарова. 

Третье. Выявление и поддержка детских, молодежных талантов, поощрение лучших педагогов. По мнению губернатора, необходимо актуализировать региональную систему сопровождения одаренных детей, в том числе электронную систему мониторинга их достижений, вовлечения в прорывные региональные практики с созданием равных условий вне зависимости от места жительства, дохода и социального статуса родителей. «Главное – талант, трудолюбие, кругозор ребенка. Элементы, формирующие человеческий капитал – самый ценный актив 21 века. Обращу ваше внимание на важность развития шахматного образования, следующий шаг по внедрению которого в старшей школе должен быть сделан в новом учебном году», – обратилась к педагогам Наталья Комарова.  

Четвертое. Проектный подход, эффективный контракт.  «Немаловажно, что проект резолюции съезда сверстан в проектном формате с разграничением сфер ответственности и предметной формулировкой проектных решений. Это значит, что все наши договоренности должны быть реализованы точно и в срок», – сказала глава региона. 

Пятое. Развитие системы инклюзивного образования. Как отметила Наталья Комарова, оно вышло на новый уровень по итогам масштабной работы, развернутой в прошлом году, широкого внедрения передовых технологий поддержки детей с особенностями развития, привлечения некоммерческого сектора. «Необходимо работать над увеличением доли образовательных организаций с универсальной безбарьерной средой для инклюзивного образования детей-инвалидов, с выходом на уровень не менее 25% к 2020 году.  Новое строительство должно осуществляться с учетом потребностей особенных детей, быть настроено на их успешную социализацию и развитие.  Необходимо поддерживать постоянную обратную связь с экспертами, представителями общественности и родительского сообщества. На минувшем всероссийском конкурсе «Доброволец России» впервые в его истории победу в номинации «Инклюзивное волонтерство» одержал представитель Югры. Волонтерство – для развития современных форм инклюзивного образования, развития общественных и коммуникативных навыков детей с ограниченными возможностями здоровья незаменимый институт», – отметила губернатор Югры. 

Шестое. Доброе дело, начинание в образовательной среде, по мнению главы региона, не может обойтись без ее основного действующего лица – квалифицированного, подготовленного, мотивированного учителя. Система оплаты труда и меры социальной поддержки, которые реализуются в Югре, исходят именно из этого посыла, направлены на исполнение майских Указов Президента России. Вместе с этим, важна и нематериальная сторона жизни педагога, создание условий для профессионального и творческого роста, реализации новаторских педагогических подходов и инициатив. «Остро стоит вопрос привлечения молодых специалистов. Впрочем, благодаря комплексу мер, таких как ежемесячные выплаты, гранты для молодых педагогов, доля молодых учителей в возрасте до 35 лет растет, перешла рубеж в 22% от числа всех учителей. Необходимо двигаться дальше, чтобы как минимум каждый четвертый учитель был представителем молодого поколения», – сказала Наталья Комарова. 

Отметим, что в этом году съезд проходил на четырех площадках, был организован с применением современных информационно-коммуникационных технологий.  Мастер-классы, семинары, стратегические сессии проходили одновременно в Сургуте, Нефтеюганске, Игриме и деревне Нижние Нарыкары Октябрьского района. Дискуссии велись по 20 направлениям при участии 72 экспертов из ведущих вузов и организаций дополнительного профессионального образования. Всего в съезде приняли участие порядка 1500 человек.

Делегацию Ханты-Мансийского района (22 человека) представили сотрудники комитета по образованию, а также руководители и педагогические работники образовательных учреждений муниципального образования.

Участники мероприятий обсудили новые методы аттестации педагогов, направления развития инклюзивного образования, перспективы интеграции традиционного и цифрового образования в Югре. В центре внимания педагогов оказались также организация летнего отдыха детей и молодежи, формирование этнокультурного пространства в автономном округе, привлечение коммерческого сектора к реализации социальных услуг в сфере образования. 

По прошествии двух дней работы на съезде педагоги подготовили предложения в адрес органов власти Югры и местного самоуправления, образовательных организаций по совершенствованию реализации приоритетных проектов в сфере образования. Эти инициативы образуют портфель проектов государственной программы «Развитие сферы образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».

По материалам admhmao.ru