Школа социального проектирования

Образование
Шрифт

8 декабря в Югорском государственном университете Анна Цепляева, партнер ОЦ «Альфавиль», психолог, методолог-игропрактик, эксперт территориального этапа конкурса «Лидер будущего», провела для школьников Ханты-Мансийского района образовательную сессию «Социальное проектирование».

Цель – обучение команд школьников и их кураторов поиску идей и разработке социальных проектов с опорой на социокультурные ресурсы территорий района. Ненавязчиво и доступно спикеры через систему формирования общих утверждений помогли ребятам познакомиться друг с другом. Следующим шагом было объединение участников в рабочие группы. Деление проходило в полной тишине (озвучивание было запрещено), по дате и месяцу рождения. В каждой команде ребята обсудили портрет целевой группы и определили социальную группу, для которой будет создан проект, и возраст группы.


Целевая группа – это люди, на которых направлены деятельность и мероприятия проекта. Были выделены более 20 целевых групп:
– юные музыканты 14–30 лет;
– обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья 7–18 лет;
– граффитчики 17+;
– тяжелобольные люди;
– спортсмены-любители;
– хозяева животных (собак);
– пожилые люди 65+;
– велосипедисты;
– рыболовы-любители;
– выпускники детских домов;
– выпускники вузов и колледжей;
– активисты школы 12–18 лет;
– жители поселка, которые любят плавать;
– предприниматели 25+;
– ветераны 70+.


Внутри команды методом «Мозговой штурм» были определены: проблема, цель, задачи проекта для конкретной выбранной ребятами целевой группы. С банком идей проекта каждая команда, перемещаясь по часовой стрелке, познакомила других ребят, которые дополнили проект своим новым виденьем решения проблемы. Таким образом, собран общий «Банк идей», который можно использовать в дальнейшем для коллаборации проектных команд.

Обучающиеся выделили спектр проблем в Ханты-Мансийском районе и предложили их решение. Каждая делегация получила домашнее задание: закончить проект и представить его на грантовый конкурс для поддержки и реализации.
Социальное проектирование в современных условиях – важнейшая для формирования гражданского общества деятельность обучающихся, самостоятельная и направленная на практическое решение общественно значимой проблемы, способствующая взаимодействию школьного сообщества с властными структурами и общественностью. Именно такой вид деятельности и является тем средством, с помощью которого нравственные, мировоззренческие идеи могут стать личным достоянием, личным приобретением школьника в рамках самореализации личности.


Работа над социальным проектом позволит почувствовать школьникам значимость своей деятельности, откроет новые возможности. Каждый ученик приобретет определенный социальный опыт, примерит на себя социальные роли, чтобы чувствовать себя в дальнейшей жизни комфортно и уверенно.


«К организации конкурса организаторы подошли нестандартно, – отметил десятиклас­сник Николай. – Конкурс был задуман как соревновательное мероприятие. Активные и харизматичные ведущие заинтересовали сразу всех участников. Задания были в игровой форме. Нам очень понравилось, хотим и дальше участвовать в таких мероприятиях».


«Мероприятие было увлекательным и интересным, – рассказала Ульяна, ученица 9-го класса. – Мы смогли подробно разобраться в проектной деятельности и составить фундамент нашего собственного проекта. Услышали интересные идеи других ребят, которые немало помогли нам. А интересные задания не давали выпадать из работы и размышлений».


Спасибо спикерам и организаторам мероприятия за обучение и плодотворную работу! Вы делаете нужное дело, необходимое нашему обществу!


Оксана КОРЖЕВСКАЯ